На минувшей неделе ситуация, связанная с резким изменением стратегии поведения руководства холдинга, получила свое дальнейшее развитие. В роли главного ньюсмейкера снова фигурировал Чубайс: выступая перед американскими инвесторами, он заверил своих слушателей, что реструктуризация компании не будет сопровождаться масштабной распродажей ее основных активов. "Насколько я понимаю, мы никогда не пойдем на продажу 90 или даже 95 ключевых активов компании", – заявил главный энергетик. Более того, он даже поддержал идею инвесторов составить список объектов, которые останутся у РАО ЕЭС при любом стечении обстоятельств: "Я бы согласился с идеей попытаться составить список подобных активов или, по крайней мере, список типов активов, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть проданы".
Напомним, что заявления о введении моратория на продажу активов компании, сделанные в последних числах сентября, уже принесли положительные результаты. Акции РАО заметно прибавили в цене, а нервозность и напряженность, царящая в отношениях между акционерами и менеджментом компании, пошли на спад.
Как известно, до последнего времени рынок акций РАО ЕЭС переживал далеко не лучшие времена. Миноритарные акционеры предпочитали избавляться от ценных бумаг компании, опасаясь значительного падения их стоимости – именно так реагировал рынок на процесс реструктуризации РАО по схеме, предложенной менеджментом холдинга. Масла в огонь добавили провокационные выступления президентского советника Андрея Илларионова и "смелые" прогнозы некоторых аналитиков. Именно перспективы дальнейшего падения рынка акций РАО ЕЭС подтолкнули главного энергетика на громкие заявления о корректировке стратегии реформирования холдинга и моратории на распродажу активов. "Мы не планируем немедленной распродажи активов, даже если миноритарные акционеры... поддержат методы оценки активов и распределения прибыли", – подчеркивает Чубайс.
На сегодняшний день можно констатировать, что усилия менеджмента компании вернуть доверие инвесторов к недавнему лидеру российского фондового рынка не оказались напрасными. Не исключено, что командой Чубайса будет предпринято еще несколько "идеологических" шагов подобного плана с целью закрепить и расширить достижения.
И все же, делать далеко идущие выводы пока преждевременно. На основании последнего заявления Чубайса некоторые наблюдатели уже поспешили заявить, что основную массу активов РАО намерено оставить за собой. Однако в случае реализации подобного сценария неизбежен отход от одного из основных принципов схемы реструктуризации компании; сомнительно, что ради "дружбы" с миноритариями и для поддержания акций Чубайс "поступится принципами" в полной мере.
Пока из сказанного главным энергетиком перед американскими инвесторами можно сделать, по большому счету, только один вывод. И заключается он в том, что речь не идет о полной распродаже активов РАО ЕЭС. Сколько и каких конкретно объектов будет продано в ходе реструктуризации, неизвестно – определяющим должно стать обнародование того самого списка продаваемых активов. И хотя Чубайс и заявил о том, что список будет опубликован, его появление может затянуться.
Пока мы наблюдаем лишь обещания руководства энергохолдинга и явные попытки с их помощью поднять стоимость акций компании. Возможно, энтузиазм инвесторов еще некоторое время послужит локомотивом для рынка акций РАО, однако общий его эффект не будет продолжительным. Через некоторое время рынок захочет увидеть реальное воплощение сегодняшних обещаний. А воплотиться они могут только в конкретные решения руководства компании по принятию и юридической формализации предложений Чубайса. Как и когда это произойдет – не ясно (это же, кстати, можно сказать и относительно прохождения через Думу пакета законов, регламентирующих реформу РАО ЕЭС). Так что дорога от слова до дела не обещает быть короткой. И мы, как всегда, в начале большого пути.