Одному из крупнейших американских перевозчиков US Airways Group Inc. уже приходилось прибегать к 10 статье "Закона о банкротстве", защищающей от претензий кредиторов. Другая компания – United Airlines – может пойти по этому пути в течение текущего квартала.
Авиакомпании США в прошлом году получили от Конгресса помощь в размере $15 млрд, которая позволила им пережить последствия событий 11 сентября. Однако выйти из затяжного кризиса отрасль так и не смогла. Акции авиаперевозчиков продолжают падать все ниже и ниже. Причем страдают как лидеры отрасли, так и небольшие перевозчики.
Затраты на обеспечение должного уровня безопасности в виде прямых расходов и неполученной выручки выросли в 2002 г. до $4 млрд и составляют 35% от общих операционных убытков индустрии. Для сравнения: после 11 сентября правительство выделило более $6 млрд на реконструкцию национальной системы воздушной безопасности.
Руководство Delta сообщило, что предъявляемые государством требования по безопасности стоили компании, занимающей шестую часть рынка, $660 млн с начала года. При этом страховые выплаты выросли до $150 млн, новые места для федеральных охранников обошлись в $35 млн, а ограничения на перевозку грузов – в $90 миллионов.
Крупные авиакомпании потеряли около $7,7 млрд в прошлом году, ожидается, что в текущем году совокупные убытки составят $5,7-$8 миллиардов. Многие перевозчики взяли огромные кредиты лишь для того, чтобы выжить. Убытки только за первое полугодие составили $3,8 млрд, а выручка оказалась примерно на 15% меньше, чем за соответствующий период 2001 года. Пассажиропоток остается на весьма низком уровне: так, в августе было перевезено на 10% меньше пассажиров по сравнению с прошлым годом, хотя уже тогда спрос на авиаперелеты был относительно низким из-за экономического спада.
Еще одной бедой стало уменьшение доходов от обслуживания пассажиров бизнес-класса, которые традиционно платят гораздо больше, чем обычные путешественники. С помощью поиска различных скидок и заказывая билетов заранее бизнес-пассажиры умудряются тратить гораздо меньше.
Несмотря на такое удручающее положение, Джон Мика, председатель авиационного комитета Конгреса, заявил, что авиакомпании не получат больше прямой финансовой помощи от правительства, но могут рассчитывать на помощь, связанную с обеспечением безопасности.
Похоже, если Конгресс так и не решит помочь отрасли, число американских авиаперевозчиков может сократиться уже в этом году.
С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.