Правительство знает, где взять денег

Читать в полной версии →
Россия отмылась от клейма "отмывателя". Остатки наиболее ликвидной госсобственности правительство РФ решило продавать по-крупному, а главное – по-быстрому...

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Прошедшая неделя ознаменовалась двумя важными событиями. Речь идет об исключении России из "черного списка" Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) и о решении правительства максимально ускорить продажу государственной компании "Славнефть".

Первое событие было ожидаемым, что не помешало членам правительства отметить его громкими восторженными заявлениями. "Теперь мы входим в клуб стран, финансовые системы которых защищены от "грязных денег", – заявил вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин. В пресловутый "черный список" FATF Россия угодила летом 2000 г., якобы по причине отсутствия в стране законов, направленных на противодействие легализации криминальных доходов. Причиной послужил скандал, разгоревшийся вокруг небезызвестного дела Bank of New York. Предположительно, через этот уважаемый банк шла "отмывка" огромных сумм, принадлежащих российским криминальным структурам, коррупционерам и еще Бог знает кому. Абсурдность данных обвинений, очевидная поначалу только финансистам, юристам и прочим "спецам", через год стала понятна и всем остальным. Однако это обстоятельство не помешало FATF оставить Россию в "списке".

Характерно, что присутствие страны в "черном листе" FATF отражалось на российской экономике весьма опосредованно. Преимущественно оно "портило жизнь" структурам, ведущим крупный бизнес на международных рынках, и негативно влияло на общий деловой имидж государства. Вместе с тем, согласно рекомендациям ОЭСР, компании и граждане стран из "черного списка" попадают под ряд ограничений при проведении международных финансовых операций. Посему иностранные банки-партнеры были вынуждены установить повышенные требования к идентификации и особый контроль за операциями физических и юридических лиц из России. Это весьма негативно сказалось на корреспондентских отношениях многих российских банков со своими зарубежными контрагентами.

Живущая за счет сырьевого экспорта Россия была вынуждена бороться за исключение из "списка". В ходе борьбы в рекордные сроки был разработан и принят требуемый FATF закон о противодействии "отмыванию". Кроме того, был создан Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), получивший неофициальное название "финансовая разведка". Сегодня, по заявлениям представителей КФМ, уже есть первые положительные результаты работы новой структуры. Но насколько это повлияло на оборот действительно "грязных денег", сказать крайне сложно. Судя по информации компетентных структур, связанный с Россией мировой теневой оборот оружия, наркотиков и т.п. в "товарном исчислении" не спешит сокращаться.

Итак, Россия покинула "черный список", что, безусловно, является позитивным фактором для ее экономики. Хотя переоценивать его тоже не стоит. Преждевременно утверждать, что в самом скором времени отношение иностранных инвесторов к российскому бизнесу изменится коренным образом. В целом можно говорить лишь об устранении одного из множества препятствий на пути более тесного интегрирования России в современную мировую экономику.


Еще одним значимым событием прошедшей недели стало заявление правительства о форсировании приватизации последнего наиболее лакомого кусочка госсобственности – НК "Славнефть". Решено, что в самом скором времени на продажу будет выставлен 74,95-процентный пакет акций государственной нефтяной компании. Напомним, что приватизация "Славнефти" планировалась давно, однако предполагалось, что она будет осуществляться частями и не в таких объемах. Сначала должен был быть продан 20-процентный пакет, а за ним 5-процентный.

По замыслу правительства, вся операция по подготовке и проведению аукциона должна быть осуществлена в течение 2,5 месяцев. В Белом доме реально опасаются, что у России могут возникнуть серьезные проблемы с прохождением пика внешнедолговых платежей в 2003 году.

Ожидаемая динамика мировых нефтяных цен в свете иракской темы выглядит достаточно очевидной: до начала и в ходе боевых действий цены на нефть будут расти, а после вероятной смены правящего режима в Ираке начнется их затяжное падение. Следуя этой логике, не трудно понять, что где-то во второй половине следующего года у России вполне могут возникнуть серьезные проблемы с пополнением бюджета и долговыми платежами. Снижение мировых цен на нефть неизбежно повлечет за собой и падение стоимости нефтяных компаний. Теоретически это объясняет желание правительства продавать "Славнефть" как можно быстрей. Согласно планам Белого дома, итоги аукциона должны быть подведены уже в декабре этого года, а деньги в бюджет поступить не позже середины февраля следующего.

И все же продажа госсобственности с целью решения текущих финансовых проблем является мерой крайней и должна рассматриваться лишь в том случае, когда других альтернатив не существует. Нелишне вспомнить, что у страны на сегодня остается еще один способ привлечения средств – размещение еврооблигаций. Согласно бюджету текущего года, Россия может занять на внешнем рынке до $2 млрд. Это сопоставимо с ориентировочной стоимостью поступлений от продажи "Славнефти".

Однако правительство имеет свой взгляд на этот вопрос. В конце прошлой недели, оценивая итоги размещения еврооблигаций "Газпрома", госчиновники признали их крайне неудачными. Евробонды газовой монополии, сроком обращения в семь лет, были размещены под 10,5% годовых. Это, по словам замминистра финансов С.Колотухина, стало для правительства плохим индикатором ситуации на мировом долговом рынке, говорящим против размещения евробондов. Но "Газпром" нельзя приводить в пример в качестве абсолютного индикатора состояния рынка: не самое удачное размещение бондов газовой монополии больше связано с проблемами самой компании. Пример с полной неопределенностью вокруг реструктуризации РАО ЕЭС заставляет инвесторов опасаться, что аналогичная ситуация может развернуться и вокруг "Газпрома". А на рынке российских еврооблигаций ситуация продолжает оставаться достаточно стабильной, и исключение России из списка FATF должно только добавить уверенности кредиторам.

И все же из небогатого списка вариантов, где "раздобыть деньги", правительство, похоже, окончательно остановилось на приватизации "Славнефти". Почему?

По идее, оба приведенных выше варианта поиска источника средств оставляют желать лучшего. Размещение евробондов ведет к увеличению общей суммы внешнего долга, что крайне нежелательно. Что же касается продажи "Славнефти", то здесь ситуация куда более сложная, чем кажется на первый взгляд. На деле развитие событий при приватизации может пойти абсолютно иначе, нежели в приведенной выше теоретической схеме. Это опасение подтверждается примерами неудач, преследующих продажу злосчастного госпакета (5,9%) "ЛУКОЙЛа".

Сомнительно, что основным критерием для инвесторов в сегодняшней ситуации будет служить "высокий" рынок нефти (дни которого, похоже, сочтены), а не общий мировой экономический спад. Дорогая нефть действительно позволяет российскому рынку акций, ведомому нефтяными компаниями, чувствовать себя лучше мировых фондовых индексов. Однако это больше следствие спекулятивных настроений биржевиков, нежели реальное положение вещей. Зато реальная перспектива падения мировых цен на нефть в результате удачного для США исхода операции в Ираке вряд ли заставит инвесторов заплатить за российскую нефтяную компанию ее реальную стоимость.

Вряд ли об этом не догадываются в правительстве. Поэтому не исключено, что мировые события послужили лишь причиной и фоном для начала приватизации. Более того, государство реально не справляется с управлением компанией. Посему вполне вероятно, что, заявляя о предстоящей продаже, правительственные чиновники уже держат в уме конкретного покупателя. Желающих приобрести хороший актив "за умеренные деньги" достаточно.

Пожалуй, единственное, что может помешать реализации правительственных планов относительно "Славнефти", это нескоординированность действий участников процесса и их технические просчеты. Попросту говоря, повторение сценария с продажей госпакета "ЛУКОЙЛа" отнюдь не исключено.

С новой рабочей неделей, господа.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей