В этом нет ничего удивительного. Для многих трезвомыслящих людей в Тбилиси и в Москве было ясно, что проводить игру в это время и в этом месте – крайне рискованно. Когда одна страна обвиняет другую в стремлении подчинить своему влиянию маленькое, но гордое государство, а та в ответ обвиняет первую в пособничестве террористам, разговоры о дружбе и добрососедстве выглядят как минимум непоследовательными и преждевременными. И не потому, что враждуют народы, а потому, что враждуют правительства, коим эти народы делегировали свою власть. Когда на острие подобного соперничества возникает такая накладка, как соперничество спортивное, верхом лицемерия было называть игру сборных России и Грузии "матчем примирения". Те, для кого спорт всегда был далек от политики, и не ссорились: Валерию Газзаеву нет нужды мириться с Александром Чивадзе, так же, как Владимиру Маслаченко – с Котэ Махарадзе. А других, живущих как в России, так и в Грузии, не устроил бы никакой результат, потому что для них любой результат – всего лишь катализатор их низменных инстинктов. О том, каковы эти инстинкты в России, мы узнали летом, во время чемпионата мира. О том, каковы они в Грузии, мы узнали осенью. Разница в том, что прогнозировать беспорядки в Москве было можно, но сложно, а в Грузии – и можно, и нужно, и просто.
К сожалению, истинные причины того, почему на стадионе "Локомотив" отключился свет, никоим образом не затрагивают всего вышеизложенного. Не будь страшного освистывания гимна России, не будь града предметов в автобусы отъезжающих от стадиона основной и молодежной сборных России, не будь кольца оцепления вокруг гостиницы с российскими болельщиками и российского же посольства – можно было бы сконцентрироваться лишь на проблемах современной Грузии, в которой даже новые объекты, такие как стадион "Локомотив", могут быть обесточены в столь ответственный момент. Но ругань, свист, камни и угрозы были – и этого не переиграть ни в ноябре, ни в марте. Конечно, можно сказать, что футбольные хулиганы (я не говорю о фанатах, истово верующих в этот вид спорта) везде хороши. К слову, в Тбилиси они закидали не только российскую сборную, но и руководство Грузинской федерации футбола, а заодно и кортеж отъезжающего со стадиона президента страны Эдуарда Шеварднадзе. Иначе говоря, скандалили просто потому, что скандалили, и ничего больше.
И все же... В сообщениях информагентств сказано, что силы правопорядка "с трудом обеспечили выезд" двум российским сборным, в то время как на коротком видеофрагменте, показанном на российском государственном канале, хорошо видно, что между хулиганами и автобусами нет никаких полицейских. По некоторым данным, непосредственно перед матчем близ стадиона распространялась пропагандистская литература, выставляющая Россию страной-агрессором. Между прочим, один мой знакомый тбилисец, собиравшийся на матч, за несколько дней до него сказал, что игру собирается посетить чуть ли не вся грузинская элита. Наверное, мой знакомый что-то перепутал: трудно поверить, чтобы солидные грузины в таком количестве и так неистово освистывали гимн России. И пусть Грузия независимая и суверенная республика, но для людей среднего и старшего поколения гимн бывшего СССР, наверное впервые прозвучавшей после 1991 года на территории некогда союзной республики, значит больше, чем просто гимн сопредельного государства: ведь именно этот гимн звучал в то время, когда грузинский футбол поднимался на высшие ступени мирового футбольного рейтинга.
Нет, не эти люди освистали нашу страну. Не они пронесли на стадион бутылки, заранее решив закидать ими российскую команду. Но кто бы и из каких побуждений это ни сделал, местные власти могли предотвратить вполне ожидаемые эксцессы. Политика началась до матча, ею же он завершился, а что внутри – хулиганство или провокации – сути дела не меняет. Руководитель пресс-службы МВД Грузии Паата Гомелаури говорит, что "сведения о том, что автобус с российскими болельщиками грузинские фанаты закидали камнями, являются откровенной ложью и дезинформацией" – как будто нет видеокадров с соответствующей картинкой произошедшего. Возможно, российская сторона будет настаивать на переносе матча на нейтральное поле из-за соображений безопасности, говорит представитель сборной России Александр Чернов: как будто за несколько часов до этого президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков не заявлял о переигровке именно в Тбилиси (не договорились только о сроках). Американская компания "AES-Теласи", владеющая правами распределения электроэнергии в Тбилиси, намекает, что отказ освещения вызван аварией на электроподстанции самого стадиона, а замминистра государственной безопасности Грузии Лаша Нацвлишвили заявил, что по факту отключения электричества возбуждено уголовное дело по статье "саботаж". Кстати, немудрено предположить, что власти Грузии сделают все, чтобы не доказать факт саботажа, буде он имел место быть: ведь если ты не контролируешь рубильник на собственном столичном стадионе, как можно быть уверенным в том, что ты контролируешь ситуацию в далеком Панкисском ущелье?
Так что не стоит драматизировать ситуацию – она и без того всю дорогу была драматичной, и горе тем, кто этот очевидный факт не разглядел заранее. Спорт не всесилен – он объединяет лишь тех, кто хочет объединиться. Нельзя годами интриговать друг против друга, а потом удивляться, откуда что взялось. Представителей футбола России оскорбляли те, кому годами промывают мозги, твердя о враждебности русских, кто культивирует в собственном грузинском народе комплекс неполноценности перед великим соседом. До тех пор, пока такие "властители дум" будут нагнетать истерию, не будет мира ни на границах, ни на футбольных полях. Как говорится, "тушите свет"...