Основными заказчиками устранения Арафата являются Абу-Мазен и Мухаммад Дахлан, опирающиеся на поддержку ряда видных представителей руководства ФАТХа и палестинской национальной администрации (ПНА).
Согласно нашим источникам, операция по устранению Арафата будет исполнена узкой группой сотрудников Службы общей безопасности (СОБ) сектора Газа, которую до июня сего года возглавлял Мухаммад Дахлан. Известно также, что в настоящее время о подготовке операции проинформированы, по крайне мере частично, руководители разведслужб Египта и Иордании – Омар Сулейман аль-Рифаи и Саад Хир. Каир и Амман уже выразили готовность оказать политическую поддержку инициаторам операции после ее успешного проведения. Абу-Мазен и Мухаммад Дахлан в последнее время контактировали по этому поводу и с представителями израильских силовых структур. В частности речь идет о министре обороны Беньямине Бен-Элиэзере, главе Совета нацбезопасности Эфраиме Ха-Леви (до недавнего времени шеф "Моссада"), а также об Аврааме Дихтере, занимающем пост руководителя Службы общей безопасности ШАБАК. Более того, не исключено, что именно его ведомство окажет "техническую" помощь для "бесследного" проведения запланированной операции.
В то же время, по нашим сведениям, Абу-Мазен до сих пор надеется договориться с Арафатом, рассматривая его физическое устранение в качестве самой крайней меры. Сейчас он колеблется между двумя вариантами: оказанием давления на лидера ООП с целью его смещения со всех руководящих должностей и "депортацией" Арафата за границу. Три недели назад Авраам Дихтер заявил, что палестинский лидер окончательно "утратил свою легитимность в глазах мирового сообщества". Слова шефа ШАБАКа были расценены аналитиками ряда арабских спецслужб как прелюдия к устранению главы ПНА. По их мнению, отсутствие международной поддержки Арафата позволяет Израилю наконец-то избавиться от него. В связи с этим министр иностранных дел Катара шейх Хамад бен-Джасем а-Тани обратился к своему израильскому коллеге с просьбой отказаться от любых действий, подвергающих опасности жизнь лидера ООП. Тот заверил своего собеседника в отсутствии подобных планов. Впрочем, как свидетельствуют наши источники на Западном берегу Иордана, глава израильского МИДа не посвящен в планы по устранению Арафата.
По мнению инициаторов операции, в настоящее время устранение или, как минимум, нейтрализация "президента Палестины" жизненно необходима. Они уверены, что лишь незамедлительная смена руководства ПНА дает ФАТХу шанс сохранить за собой власть на палестинских территориях. В противном случае, если ситуация будет развиваться таким же образом как сейчас, в недалеком будущем вооруженная исламская оппозиция во главе с ХАМАСом попытается ликвидировать ПНА и провозгласить вместо нее Палестинское исламское государство. Об этом в частности свидетельствует документ, перехваченный недавно Службой военной разведки автономии. Он был направлен одним из политических лидеров ХАМАСа в секторе Газа Исмаилом Абу-Шинхабом в дамасскую штаб-квартиру организации, Имаду аль-Алами. В послании говорится, что в настоящее время "мы ждем подходящего момента для полного захвата власти". ХАМАС чувствует в себе уже достаточно сил, чтобы открыто оспаривать лидерство ФАТХа и нынешнего руководства ПНА, что подтверждают участившиеся столкновения между сторонниками обоих лагерей.
Помимо соображений, связанных с исламской угрозой, инициаторы устранения Арафата опасаются первыми пасть от рук одного из наиболее опытных и изворотливых ветеранов ближневосточной политики. Несмотря на то, что в последние несколько месяцев позиции Арафата заметно ослабли, он все еще пользуется существенным влиянием на молодежных лидеров полунезависимых группировок Западного берега, лишь номинально причисляющих себя к ФАТХу.
Абу-Мазен, Мухаммад Дахлан и большинство их сторонников уверены в обреченности политики бескомпромиссной конфронтации с Израилем, от которой Арафат не желает отказываться. По их мнению, сегодня большинство палестинцев нуждается не в "джихаде", а в скорейшем изменении катастрофического социально-экономического положения.
Вместе с тем, Египет и Иордания все чаще проявляют признаки окончательного разочарования в Арафате, хотя и не афишируют этого. Продолжение интифады, инициатива в которой практически перешла в руки исламистов, полностью противоречит стратегическим интересам Каира и Аммана. Во-первых, подобная ситуация способствует росту влияния их собственной исламской оппозиции. Во-вторых, израильско-палестинский конфликт негативно отражается на экономике Египта и Иордании, что опять же имеет внутриполитические последствия. В-третьих, интифада позволила значительно укрепить свои позиции в данном регионе Ближнего Востока внешним силам, в частности США, Саудовской Аравии, Ирану и Ираку. При этом, согласно аналитикам спецслужб Египта и Иордании, кардинальное изменение ситуации в зоне израильско-палестинского конфликта невозможно при нынешнем лидере ПНА.
В последнее время израильский премьер-министр Ариэль Шарон все чаще говорит о том, что у него есть собственный план прекращения кровопролития и возобновления диалога с палестинцами. Однако основным препятствием на пути его практической реализации является все тот же Арафат. Сейчас Шарон опасается, что по окончании иракской кампании Белый дом возьмется за наведение порядка в зоне ближневосточного конфликта. По всей видимости, Вашингтон выступит с очередной миротворческой инициативой, противоречащей интересам Израиля. Таким образом, США могут попытаться нормализовать собственные отношения с арабским миром, значительно обострившиеся в свете антитеррористической операции и событий в Ираке. Учитывая опыт начала 90-х (когда Мадридская мирная конференция не принесла ощутимых результатов, зато палестинцы с израильтянами тайно договорились без всяких посредников), Шарон пытается опередить Буша. С этой целью последние полтора месяца он в условиях полной секретности ведет переговоры с представителями ПНА. Главным их участником с израильской стороны является упоминавшийся Эфраим Ха-Леви; с палестинской – Абу-Мазен и Мухаммад Дахлан. Как уже отмечалось, на завершающей стадии операции в Ираке Арафат должен быть нейтрализован или устранен. Тогда израильско-палестинский диалог перейдет в чисто практическое измерение. Кстати, 12 октября министр иностранных дел Иордании Маруан аль-Муашар заявил, что уже в следующем месяце следует ожидать "продвижения на израильско-палестинском направлении". К этому он добавил, что сейчас уже существует план окончательного мирного урегулирования, устраивающий как Шарона, так и представителей руководства ПНА.
Пока же, с целью оказания помощи своим будущим партнерам по мирному урегулированию, Шарон распорядился о выделении ПНА 210 миллионов шекелей. В скором будущем планируется передать министру финансов автономии Салему Фиаду, относящемуся к лагерю сторонников Абу-Мазена, еще 2 миллиарда шекелей. Все эти средства поступают "палестинской администрации" в обход личных каналов и доверенных лиц Арафата, причем сам перевод денег преподносится окружением Шарона как результат давления со стороны Вашингтона.
Не остается в стороне и Россия. В начале этого месяца в Москве один за другим побывали Ариэль Шарон и Абу-Мазен. Представители российского руководства были удивлены высказываниями последнего об Арафате и проводимой им политике. В ходе переговоров стало очевидным, что Абу-Мазен и Шарон придерживаются практически одинаковых позиций по поводу перспектив урегулирования ближневосточного конфликта. Более того, представитель ПНА сообщил, что он и его сторонники уже договорились с израильским премьером о поэтапном разблокировании ситуации на территориях и возобновлении переговорного процесса. Целью последнего является создание независимого Палестинского государства, хотя на начальном этапе и с временными границами. Как заявил Абу-Мазен на переговорах в Москве, самая большая сложность заключается в нейтрализации вооруженной исламистской оппозиции. По его словам, сразу же избавиться от нее в нынешних условиях не представляется возможным. Поэтому первоначально планируется договориться с лидерами исламистов о "тактическом" прекращении терактов против Израиля. В дальнейшем, по прошествии 5-9 месяцев, после того как позиции ПНА будут полностью восстановлены, палестинское руководство перейдет к активным действиям против ХАМАСа и "Исламского джихада".
Своим российским собеседникам Абу-Мазен также сообщил, что в первую очередь будет наведен порядок в секторе Газа, поскольку именно в этом районе палестинские силовые структуры за время интифады пострадали в наименьшей степени. Он также отметил, что последние операции израильтян против инфраструктуры ХАМАСа в Газе и на Западном берегу Иордана призваны повысить шансы будущего руководства ПНА в борьбе с вооруженной исламской оппозицией.
Как известно, ближневосточная политика Владимира Путина отличается прагматизмом, с расчетом на перспективу укрепления позиций России в данном регионе. С точки зрения сиюминутных соображений, продолжение израильско-палестинского конфликта выгодно Кремлю, поскольку является одним из факторов, позволяющих удерживать достаточно высокие цены на мировом нефтяном рынке. Однако в более широком геополитическом контексте оно же способствует усилению радикальных настроений во всем мусульманском мире, неотъемлемой частью которого являются Центральная Азия и Северный Кавказ. Более того, сохранение израильско-палестинских отношений в их нынешнем состоянии позволяет США наращивать влияние в зоне конфликта, обосновывая это своей уникальной посреднической ролью. Данное обстоятельство позволяет Америке удерживать собственные привилегированные позиции в близлежащих странах, в частности в Иордании и Египте. Кроме того, продолжение израильско-палестинского противостояния осложняет развитие отношений России с арабским миром и еврейским государством, так как каждая из сторон ожидает поддержки со стороны Москвы. В силу всего вышесказанного, по окончании встреч с Абу-Мазеном Владимир Путин решил и далее придерживаться официальной позиции МИДа, согласно которой Арафат является "единственным и незаменимым" палестинским лидером. Однако Кремль не стал его информировать о содержании прошедших переговоров. Более того, Путин отдал указание проконсультироваться по этому поводу с Вашингтоном. Тем самым он обеспечил сохранение за Россией роли "коспонсора" в ближневосточном урегулировании, вне зависимости от развития ситуации в Палестинской автономии. Все важные решения по этому поводу будут приниматься непосредственно администрацией президента, а главным каналом получения информации и консультативным органом выступает Служба внешней разведки.
Собрав всю вышеизложенную информацию, мы попытались получить на нее официальный комментарий как представителей ПНА, так и Израиля. К сожалению, палестинские деятели, к которым мы обращались, по соображениям личной безопасности категорически отказались публично высказываться по данному вопросу. Лишь один из них, член руководства ФАТХа и Палестинского законодательного совета, попросив не называть его имени, согласился удовлетворить нашу просьбу. По его словам, "существование планов устранения Арафата в нынешней ситуации представляется вполне вероятным". Наш собеседник сказал, что "лидер ООП как политический деятель сформировался в эпоху революционных движений 50-60-х, когда страны третьего мира были охвачены пламенем бескомпромиссной борьбы с американским империализмом". Однако до сих пор "он ведет себя так, будто ничего не изменилось", при этом "молодая палестинская элита преследует уже совсем иные цели, руководствуется другими интересами". Кроме того, представитель ФАТХа отметил, что "постоянные призывы к полуголодным и нищенствующим массам палестинцев отдать все силы на последний бросок в борьбе за независимое государство всерьез уже никто не воспринимает. Основная же часть населения к политическим играм элиты и устремлениям ХАМАСа стереть с лица земли сионистское образование относится весьма апатично. Да, люди все больше поддерживают исламистов, но не потому, что палестинцы по своей природе являются религиозными фанатиками и террористами, а оттого, что им нужно хоть как-то кормить и обучать детей, а ХАМАС всячески готов помочь им в этом". И добавил: "К сожалению, занимаясь политическими интригами и разборками друг с другом, наши лидеры самоустранились из многих областей жизнедеятельности жителей сектора Газа и Западного берега. Образовавшийся вакуум с зарубежной помощью заняли исламисты. Однако если они действительно придут к власти, никакого независимого палестинского государства уже не будет". В заключение наш собеседник заявил: "Если Арафат уйдет, освободив место более прагматичным и молодым политикам, большинству палестинцев от этого будет только лучше...".
Выслушав представителя палестинской стороны, мы обратились к израильтянам. На вопрос, как он может прокомментировать всю вышеизложенную информацию, ближайший помощник и советник Шарона Раанан Гисин заявил следующее: "Да, действительно, шеф Совета национальной безопасности Эфраим Ха-Леви имеет тайные контакты с представителями палестинского руководства. Глава правительства поддерживает с ними связь и по другим каналам. При этом мы преследуем цель найти выход из создавшейся тупиковой ситуации. Однако обнародовать более подробные сведения с моей стороны было бы сейчас просто безответственно, поскольку это противоречит интересам как израильской, так и палестинской сторон. Относительно основного вопроса данной публикации могу лишь сказать, что мы действительно надеемся на появление альтернативного палестинского руководства, о чем неоднократно говорил сам глава правительства".
А вот что заявил по поводу информации о возможной ликвидации Арафата один из ведущих лидеров правого лагеря, лидер партии "Наш дом Израиль" Авигдор Либерман: "Я не верю в возможность дворцового переворота в Палестинской автономии. Сведения о готовящемся устранении Арафата, как мне кажется, реальности не соответствуют. Дело в том, что в последнее время, во многом благодаря необдуманным действиям израильского правительства, позиции лидера ООП заметно окрепли. К тому же те люди, которые, как кажется, имели какие-то амбиции, сегодня не способны реализовать их. Раджуба Арафат уволил с поста руководителя Службы общей безопасности Западного берега. Дахлан получил чисто формальную должность советника по вопросам нацбезопасности. В свою очередь слухи, распускаемые о договоренностях с Абу-Мазеном, – попытка выдать желаемое за действительное и ввести народ в заблуждение. Тем более что сам Абу-Мазен подобную информацию категорически отвергает. Более того, окончательное урегулирование израильско-арабского конфликта просто недостижимо. Об этом в частности свидетельствуют ряд примеров из недавней истории. Отдав в свое время Синайский полуостров Каиру и подписав с ним "мирное соглашение", Иерусалим взамен имеет сегодня ярую антиизраильскую пропаганду в египетских СМИ. Выйдя из Южного Ливана, Израиль получил откачку собственных вод из источника Уазани. Отказавшись от сектора Газа и Западного берега Иордана, наделив властью руководство ООП и дав ему оружие, израильтяне получили взамен интифаду". Перечисление подобных примеров можно продолжать еще очень долго. Кстати, в 1991 году США фактически спасли Саудовскую Аравию от иракской агрессии. Теперь же Эр-Рияд даже отказывает Вашингтону в использовании военных баз на саудовской территории. Поэтому любые разговоры о скором мирном урегулировании израильско-палестинского конфликта в западном понимании лишены всякого обоснования. Единственно реальным может быть лишь некое "перемирие", прекращение огня, основанное на военно-стратегическом превосходстве Израиля в соотношении с другими странами региона".
Вот такая реакция. Кто бы из наших собеседников ни оказался прав, все они согласны с тем, Арафату уже недолго осталось гордо называть себя "президентом Палестины", а сама она стоит сегодня на пороге исторических перемен...