Сдержанное отношение Вашингтона к бывшему лидеру Ичкерии оставалось неизменным на протяжении достаточно долгого времени, однако ныне, судя по всему, лидер боевиков исчерпал весь лимит терпения, отведенный западными политиками. Как известно, Москва не видит в Масхадове реальной силы, способной отвечать за действия или бездействие разрозненных отрядов сепаратистов. А с мнением Кремля Запад все же считается. Не случайно еще до захвата заложников в театральном центре посол США в России Александр Вершбоу озвучил официальную позицию Вашингтона: к Масхадову отношение "скептическое", но шансы на переговоры существуют. После рейда Бараева эти шансы, похоже, испарились.
Американцев беспокоит даже не то, что среди боевиков, действовавших в Москве, были люди из "Аль-Каэды". США интересуют лагеря подготовки моджахедов, где инструкторы бен Ладена обучали чеченцев. Кроме того, разочарование Масхадовым наступило после его объединения с Басаевым – автором буденновского беспредела 1995 года. Вашингтон все более склоняется к мысли, что Масхадов лишился легитимности как человек, не желающий либо не способный противостоять террористам.
Западные аналитики, априори настаивающие на переговорах, оказались в темном тоннеле. Главная задача на этот момент – поиск альтернативной Масхадову фигуры, способной вести диалог с Москвой. Между тем, в Кремле уверены: такой фигуры сегодня в Чечне просто не существует. Как заявил помощник Владимира Путина Сергей Ястржембский, "среди лидеров и руководителей чеченского подполья также нет людей, с которыми мы можем вступить в переговоры". Хотя он не исключает, что "Запад скоро предложит России кого-нибудь в качестве нового переговорщика". На самом деле, Москва уже сделала выбор из "ичкерийского сопротивления", остановившись три года назад на оппоненте Масхадова - муфтии Ахмаде Кадырове, ныне возглавляющем администрацию республики. Кадырову, который в 1995-96 г.г. призывал "убивать неверных" (российских солдат и офицеров), даже простили эту сентенцию и пригласили на инаугурацию Владимира Путина.
Сегодня резерв "амиров", "бригадных генералов", "членов шуры" исчерпан: Масхадова окружают лишь несколько полевых командиров и криминальный молодняк, впитавший постулаты Дудаева. Не считать же переговорщиком "образованного" террориста Хамзата Гелаева, боевики которого сбили вертолет с миссией ООН и резали население в горных селах Абхазии. Во время последнего похода в Чечню через Северную Осетию и Ингушетию Гелаев вновь напомнил о своей жуткой патологии: его ваххабиты добили раненых российских солдат под селением Галашки, отрезав им головы, и зверски умертвили захваченного в плен офицера-авианаводчика.
…Главный удар по Масхадову нанесли свои - террористическая молодежь Бараева. Москва располагает расшифровкой перехваченных разговоров Мовсара Бараева. Так, последний, отвечая по телефону из захваченного здания ДК собеседнику – некоему Наджмиддину, подтвердил, что Масхадов заранее знал об этой акции. 25 октября Бараев имел разговор с Яндарбиевым, скрывающимся в Катаре, заявив тому следующее: "Когда проводилась подготовительная операция, Аслан был там… Я все делаю с ведома Шамиля… Если Шамиль его подчиненный, то он (Масхадов – авт.) в курсе". А в перерыве между общением с заграничными абонентами Бараев дал интервью журналистам из НТВ. Репортеры записали диалог двух боевиков. Один из них, поправляя маску на глазах, задает себе вопрос: "Мамочка, что же мы делаем?".
Отправляя молодняк в Москву, Масхадов всерьез рассчитывал на переговоры, опираясь на буденновский опыт Басаева. По мнению аналитиков, эта акция была приурочена к началу "Всемирного конгресса чеченцев" в Копенгагене. По мнению Кремля, это стиль Масхадова - устраивать вылазки, напоминая о себе, например, перед сессиями ПАСЕ в Страсбурге или же визитами европейских делегаций на Северный Кавказ. Кстати, информация о том, что именно к чеченскому конгрессу в Дании боевики предпримут ряд действий, поступала силовикам еще в первой половине октября. Однако к налету боевиков готовились в Грозном, но никак не в Москве.
По престижу Масхадова ударил арест в Дании Ахмеда Закаева, отвечающего в руководстве Ичкерии за "внешнюю информацию". Бывший "командующий фронтом" пробудет под арестом как минимум до 12 ноября 2002 г., но еще не факт, что его экстрадируют в Москву. Датская юстиция требует доказательств причастности Закаева к последнему и другим терактам. Однако эти требования уже сами по себе выглядят странными, ведь арест бывшего актера грозненского театра был осуществлен по линии Интерпола. А в прокуратуре России добавили, что Закаев объявлен в международный розыск по трем статьям УК, предусматривающим наказание за вооруженный мятеж, организацию незаконных вооруженных формирований и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. По этим же статьям разыскиваются бывший министр МВД Ичкерии Казбек Махашев, экс-президент Зелимхан Яндарбиев, экс-министр Хож-Ахмед Нухаев и сам Аслан Масхадов.
В Кремле подчеркнули, что в ближайшее время Россия потребует от Катара выдачи Яндарбиева. Кроме того, традиционные претензии предъявлены к Турции и Грузии, где действуют "ичкерийские представительства". Азербайджан эту проблему решил, закрыв такой офис после того, как его глава Али Асаев умудрился публично поддержать захват заложников в Москве. Между тем, В ДК на Дубровке находилось несколько граждан Азербайджана...