Причины такого положения вещей, по мнению профессора Нужного, кроются прежде всего в широкой доступности этого напитка, агрессивной рекламе и низкой культуре потребления пива. Как правило, отмечает токсиколог, молодежь пьет пиво прямо на улицах, в метро, часто можно видеть молодых мам, прогуливающихся с детьми и бутылкой пива в руке.
Сложно с этим не согласиться. Особенно учитывая возрастные особенности активных потребителей пива. С одной стороны – стремление казаться взрослыми, самостоятельными. С другой – податливость, неумение фильтровать преподносимые стереотипы. Стереотип же, который вбивает реклама в головы наших подростков, имеет довольно сомнительную привлекательность: это либо брюхатый полупьяный мужик, либо откровенный дебил, в зависимости от своего текущего состояния довольно неизящно клеящий идущую навстречу девчонку или просто выпендривающийся так, будто он круче вареного яйца. Стереотипы эти привлекательны прежде всего для двух наиболее распространенных категорий подростков. Это тихони, склонные к "философскому", спокойному времяпрепровождению в компании таких же "философов", либо активные, подвижные дети, занятые прежде всего собственным имиджем в своей компании. Внешние результаты потребления этими двумя категориями пива будут, конечно, разными, однако количество алкоголиков среди молодежи от этого никак не уменьшится.
Ибо пиво не такой уж безобидный напиток, как принято о нем думать. Упомянутый уже профессор Нужный считает, что раннее приобщение к пиву и его чрезмерное употребление приводят к быстрому формированию алкогольной зависимости. Причем, по сравнению с водкой, пиво вызывает даже более выраженное опьянение, благодаря своему быстрому всасыванию в организм. Врачи-наркологи Научного центра наркологии провели эксперимент, в котором участвовали 10 студентов московских медицинских вузов в возрасте 20-22 лет и двое мужчин 36 и 38 лет. В течение двух месяцев они поочередно выпивали в сутки по 300 г водки или 2,5 л пива, или же 1,5 л джин-тоника. Затем 4-5 дней организм отдыхал, а за действием принятого алкоголя на организм наблюдали врачи... которые не обнаружили в результате никаких значительных отличий в протекании пивного и водочного опьянения и не выявили существенных различий в похмельном синдроме.
Многие же из современных 16-17-летних подростков выпивают более трех литров пива в день, что эквивалентно 400 мл водки. Среди тех, кто обращается за помощью к наркологам, 20% страдают пивным алкоголизмом, и большая часть из них – молодежь. За последние 3 года реализация пива в России возросла на 71%, при этом спрос на водку практически не падает, так что в результате среднедушевое потребление алкоголя в чистом виде с 1999 по 2001 год возросло на 6,6%. А возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, уменьшился с 16-17 до 14-15 лет.
Да и с культурой пития у нас, прямо скажем, настоящая засада, потому что вся эта "культура" ограничивается либо домашними застольями, на которые смотрят дети, либо пьянками где-нибудь "в саду, где детские грибочки". В кафе и рестораны наши граждане в подавляющем своем большинстве ходить не в состоянии – у них просто нет на это денег, но даже те, кто ходит, ведут себя так, словно это их... нет, не дом родной. В родном доме так себя не ведут. В общем, прав профессор, как это ни грустно.
Есть, правда, и хорошая новость. На прошлой неделе на заседании комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству было постановлено рекомендовать нижней палате принять в первом чтении законопроект "Об ограничениях при розничной продаже пива и напитков, содержащих пиво". Этот проект предусматривает запрет на розничную продажу пива в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и лицам до 18 лет. Правда, непонятно, как будут определяться "лица до 18 лет". Попробуй отличи сегодня мальчика от юноши, а последнего от взрослого мужчины. Про девочек вообще лучше промолчать. Потому что те, которые выглядят как девочки лет пятнадцати, на поверку оказываются много старше двадцати, а нынешние отроковицы столь пышны формами своими и столь смелы одеждами, что возраст их определить по внешнему виду представляется абсолютно невозможным. Уповать же на то, что продавец при продаже пива будет требовать от покупателя предъявления паспорта, – все равно что писать книгу "Утопия-2: Томас Мор возвращается".
Впрочем, депутаты этим не ограничились и решили рекомендовать нижней палате вернуть на доработку поправки в статью 16 закона "О рекламе", которая запрещает использовать в рекламе пива образы людей и животных, равно как запрещает рекламу пива на телевидении и радио с 17:00 до 23:00.
Напоследок хочется сказать несколько слов о том, как отреагировала на обнародованные наркологами результаты упомянутого выше эксперимента вице-президент по маркетингу и продажам ЗАО МПБК "Очаково" Инна Кочетова. "Мы считаем, – сообщила она Союзу Российских Пивоваров, – что 12 человек, принимавших участие в исследованиях, даже приблизительно не являются репрезентативной выборкой. Кроме того, короткие сроки исследования дают основания сомневаться в его результатах. У нас есть данные, что исследование свойств напитка или влияния этого напитка на человека проводятся на выборке в 1000 человек не менее полугода". Было бы неплохо ознакомиться с этими данными более подробно (кем была разработана методика, когда, на каких основаниях и т.п.) и выслушать возражения профессиональных наркологов – оппонентов г-жи Кочетовой. Ибо анонимные "данные", на которые вице-президент ссылается, – это, безусловно, авторитет высочайший, однако эксперимент есть эксперимент, и он наглядно демонстрирует последствия некоего действия.
С другой стороны, и сам Союз Пивоваров согласен с тем, что ограничить продажу пива несовершеннолетним и рекламу, направленную на несовершеннолетних, крайне необходимо. "Более того, – заявляют пивовары, – существует постановление правительства Москвы, запрещающее продажу алкогольных напитков и игральных карт несовершеннолетним. Вопрос только в том, почему данное постановление не является руководством к действию для торговой сети". И это действительно весьма насущный вопрос.