За расширение ЕС заплатят россияне

Читать в полной версии →
У стран Восточной Европы сильное желание вкусить благ развитой Европы и порвать со своим "соцлагерным" прошлым, к которому они относят и Россию с ее транзитом и челноками

Итак, на саммите ЕС в Брюсселе окончательно решено: расширению на Восток – быть (через год с небольшим) и визам в Калининград – тоже быть (гораздо раньше). Российская сторона грозилась чуть ли не полным отказом от сотрудничества с Евросоюзом, если тот откажется пускать "из России в Россию" без виз. Тем не менее вопрос этот был решен на основе принятого 22 октября в Люксембурге постановления Совета министров иностранных дел ЕС о "гибком" введении Литвой с 1 января 2003 года визового режима для граждан России, перемещающихся между Калининградской областью и остальной территорией России. Конечно, можно считать уступкой со стороны ЕС обещание начать переговоры о безвизовом режиме с РФ, но оно, увы, немного стоит. Достаточно вспомнить, например, что по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве мы с 1998 года "ведем переговоры" о создании зоны свободной торговли (эта тема успешно заглохла – "обстоятельства не позволили"). Придется россиянам смириться с суровыми реалиями европейской политики. Попробуем разобраться, чем на самом деле грозит нам расширение ЕС. Сначала о Калининграде.

Литва формально начнет вводить визовый режим для российских граждан уже с 1 января 2003 года, но при этом будет стараться не нарушать "традиционный транзитный поток". А с 1 июля 2003 года будут введены специальные "упрощенные транзитные документы" (УТД). До 31 января 2004 года их можно будет получить по внутреннему российскому паспорту (но только для проезда поездом), затем придется ездить по шенгенской визе. Полное присоединение Литвы к шенгенской зоне (ликвидация границ с другими странами ЕС) произойдет ближе к 2006 году, так что до тех пор еще возможны компромиссы. А уж потом... Впрочем, в 2003 году ЕС вместе с Литвой обещают приступить к разработке технико-экономических обоснований организации безвизового проезда поездом. А вот автомобилистам виз, похоже, не избежать до присоединения России к Шенгенскому соглашению.

Для тех, кто ни в какую не хочет (или не может) просить какого-либо разрешения иностранного государства на поездку в Калининград, остается лететь или плыть туда морем. Благо, паромное сообщение с эксклавом (между городом Балтийск в Калининградской области и Санкт-Петербургом) обещают наладить уже к Новому году, а по времени и по деньгам такое путешествие почти не будет отличаться от железнодорожного.

Так что гражданам, живущим в "большой России", выход найти можно. Хуже жителям Калининграда. Им придется получать визы, чтобы ездить в соседние Литву и Польшу. Насколько это серьезная проблема, становится ясно из того, что 85% выездов за пределы своего анклава калининградцы совершают не в Россию. Количество совершаемых ими "челнокорейсов" составляет несколько миллионов в год, приграничная торговля является основой экономики Калининграда. В этой связи губернатор области Владимир Егоров говорит, что из-за введения виз областной бюджет может потерять до 2 млрд. рублей. Он также отмечает, что убытки грозят не только российскому анклаву. Согласно статистике, граждане Польши и Литвы ездят в Калининград в четыре раза больше, чем калининградцы в эти страны. Но они почему-то не боятся, хотя российская многократка стоит 100 долларов, а Польша планирует взимать с россиян за ту же услугу 15 евро. Да в общем-то, не так страшна выдача виз, как получение загранпаспортов! Далеко не у всех жителей Калининграда и области есть этот вожделенный документ (по оценкам, только у 25% жителей), а Калининградский ОВИР может выдавать их не более 50 тысяч штук в год, причем ждать приходится все те же два месяца. От этого, опять же, страдают прежде всего челноки, у которых загранпаспорта быстро "заканчиваются", заполняясь отметками о пересечении границы.

Что и говорить, легкой жизни челнокам ни ЕС, ни российские властные инстанции не обещают. Чего будут стоить, скажем, пресловутые "европейские стандарты" для калининградских челноков-автомобилистов (начиная с пограничного контроля и заканчивая техническими и экологическими требованиями к машине). Но нет худа без добра: может, рассосутся многочасовые очереди на границе?

Справедливости ради следует заметить, что Польша и Литва, на которые так ругаются в Москве, на самом деле проявляют к россиянам сочувствие, раз до сих пор не ввели визы, тогда как Чехия, Словакия, Венгрия и даже Болгария (которой вступление в ЕС светит не раньше 2006 года) ввели визовый режим еще в прошлом году. Следует быть готовым к тому, что весь бывший соцлагерь в один прекрасный день окажется для россиян за визовой стеной. Впрочем, многие в Восточной Европе хотели бы максимально снизить эту стену: есть предложения выдавать льготные визы студентам и пенсионерам, а бывший премьер-министр Литвы Казимира Прунскене вообще предлагает выдавать бесплатные "многократки". Правда, Брюссель может не очень-то одобрять такой либерализм: бедные родственники еще не успели поселиться в европейском доме, а уже зовут в гости еще более бедных родственников.

Расширение ЕС затронет еще одну страну, судьба которой небезразлична россиянам. Это Кипр, излюбленное место отдыха российского среднего класса средней руки. Теперь, увы, чтобы поехать туда, придется испрашивать визу. Сначала введение виз в связи с вступлением Кипра в ЕС и присоединением к Шенгенскому соглашению было запланировано на 1 января 2003 года. Однако затем милостивые киприоты решили подарить россиянам (и, разумеется, своему туристическому бизнесу) еще один безвизовый сезон: как сообщили в Министерстве торговли, промышленности и туризма Кипра, визы не будут вводиться до октября 2003 года. Так что спешите на Кипр! Впрочем, кто не успеет – может не переживать: кипрские власти обещали что-нибудь придумать. Например, есть идея выдавать визы туристам непосредственно в аэропорту Ларнака, либо сделать их максимально дешевыми (не более 10 евро), а то и вовсе бесплатными.

Вообще, проблемы с визами могут возникнуть и безотносительно расширения ЕС. Вот Франция – исконный член Евросоюза, никуда больше не вступает и не расширяется, а жизнь нашим людям усложняет. С 1 января 2003 года французы не будут возвращать деньги за оформление виз тем россиянам, которым откажут в их выдаче. Сотрудники консульства утверждают, что деньги надо платить не за саму визу, а за ее оформление, то есть за проверку предоставляемых сведений. Вне зависимости от результата.

И все-таки вернемся к проблеме расширения ЕС. Практика показывает, что это, на самом деле, не такая уж и проблема. Было бы желание, а согласовать можно что угодно и с кем угодно. Например, маленькая Мальта, которая тоже вступает в ЕС, выторговала столько, что ее уже побаиваются переговорщики в Брюсселе. Так, мальтийский язык войдет в число официальных языков ЕС, вокруг острова будет установлена 25-мильная охранная зона с ограничением рыболовства, а граждане ЕС смогут покупать недвижимость на Мальте, только натурализовавшись там (прожив не менее 5 лет). Еще представители островной республики требуют исключений из законов о конкуренции для наиболее важных отраслей своей экономики – судостроительной промышленности и сельского хозяйства, требуют сохранить освобождение от НДС лекарственных препаратов, а также предоставить особый статус острову Гоцо. Может, если бы российские туристы активнее осваивали Мальту, глядишь, она и выторговала бы для них безвизовый режим.

Из этого следует, что вступление в ЕС – еще не повод отказываться от своих индивидуальных интересов. И в общеевропейском доме можно обустроиться с комфортом, не обидев при этом своих прежних соседей. Но это – если есть желание. А у стран Восточной Европы сильно как раз противоположное стремление – вкусить блага развитой Европы и порвать со своим "соцлагерным" прошлым, к которому они относят и Россию с ее транзитом и челноками.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей