Взять, к примеру, странную историю с нефтью казахстанских месторождений... "Финансовые известия" со ссылкой на секретные (в прошлом) данные департамента энергетики США сообщают, что в ней обнаружены опасные бактерии, в том числе и чумы. По мнению американских специалистов, наиболее опасные очаги заражения бактериями распространены лишь на определенных географических ландшафтах, которые как раз встречаются на территории нефтяных месторождений в Казахстане.
Эта леденящая кровь история вызывала у специалистов не столько страх перед поднимающейся из скважин средневековой заразой, сколько массу вопросов и подозрений. Судя по имеющимся данным, о повышенном содержании опасных бактерий в нефти американским специалистам стало известно еще несколько лет назад. Однако это "открытие" никак не отразилось на многолетней американской экспансии в каспийском нефтеносном регионе. Шум о наличии в нефти чумы был поднят совсем недавно. Это дает основания говорить о возможности организованной утечке "секретной" информации, приуроченной, возможно, к очередному этапу околонефтяных политических игр.
Большинство экспертов из числа представителей нефтяных компаний, работающих на каспийских месторождениях, довольно скептически оценивают возможность нахождения в местной нефти каких-либо опасных микроорганизмов. Куда большую угрозу представляют сопутствующие нефти скопления сероводорода – в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации в процессе нефтедобычи это может повлечь за собой серьезные экологические последствия. Кроме того, вряд ли американские специалисты обладают уникальными технологическими возможностями и особым опытом, позволяющим обнаружить то, что не смогли углядеть другие. Более того, в процессе добычи каспийская нефть поступает на поверхность разогретой до высокой температуры, при которой большинство опасных бактерий просто погибает. Все это еще раз говорит о том, что причины "зачумления" казахстанской нефти стоит искать скорей не в ее химическом составе, а в отношениях между основными участниками каспийского проекта.
Если обратиться к предыстории взаимоотношений вокруг каспийской нефти, станет ясно, что "нефтяная чума" могла оказаться для американской стороны более чем полезной придумкой. Основным мотивом, побудившим заинтересованную сторону к вбросу подобной информации, могло послужить желание оправдаться за прогнозируемый провал каспийского проекта – такой вывод можно сделать из подборки комментариев различных экспертов, приводимых "Финансовыми известиями".
Существует мнение, что при оценке нефтяных запасов прикаспийского региона были допущены серьезные ошибки. Считается, что первоначальные оценки объемов залежей "черного золота" оказались значительно завышены. А это значит, что огромные инвестиции (в первую очередь американские) в разведку и строительство нефтепровода рискуют оказаться по меньшей мере неэффективными. На фоне грядущего скандала информация об опасных бактериях может стать хорошим доводом, объясняющим причину отказа от проекта, съевшего не один миллиард долларов инвестиций. Однако это, похоже, не единственная и далеко не главная причина, вызвавшая появление неожиданных "результатов исследований".
В последние годы позиция США в Каспийском регионе оставалась крайне жесткой, что было продиктовано как экономическими, так и политическими причинами. Помимо нескрываемого нефтяного интереса, присутствие Америки в данном регионе должно было способствовать формированию геополитического форпоста на стыке Европы и Азии, а также препятствовать усилению здесь позиций России. Данные задачи можно смело отнести к разряду пресловутых "национальных интересов" США, защите которых не могут помешать никакие бактерии. Ну а коли наличие чумы в казахстанской нефти оказалось бы реальным фактом, устранение данной опасности (при современном уровне технологий) вряд ли стало бы для Штатов невыполнимой задачей. И тогда вслед за появлением "чумовой" информации последовало бы официальное заявление, свидетельствующее об устранимости опасности либо разоблачающее ее как газетную "утку".
Между тем, пока Америка дрожит перед бактериями, в регионе наращивают свое присутствие российские компании. "Итера", "Роснефть" и "Зарубежнефть" строят планы по разработке месторождений, находящихся на туркменском шельфе Каспия. Причем действия "Зарубежнефти", как показывает практика, завязаны на изменения мировой политической конъюнктуры: если компания расширяет свое присутствие в регионе за счет сокращения доли других, значит, этому предшествовали неизвестные нам пока политические решения.
С учетом нынешней международной ситуации и на основании вышеупомянутых фактов выстраивается достаточно четкая версия, объясняющая "очумелые" страхи американцев и активизацию России в каспийском регионе. По всей видимости, мы наблюдаем факт политического компромисса и раздела сфер экономического влияния между Россией и США. Как известно, российские компании, включая ту же "Зарубежнефть", имеют далеко идущие планы в отношении нефтяных запасов Ирака, помешать которым может только свержение режима Саддама Хусейна и приход в страну западных нефтяных компаний. Сомневаться же в серьезности намерений США в отношении Багдада сегодня практически не приходится. Россия не в состоянии этому помешать, хотя вполне может осложнить жизнь американцам, всячески оттягивая час расправы над Хусейном. И вот тут возможна договоренность между двумя странами о "взаимовыгодном обмене" Каспия на Ирак. Под предлогом бегства от "нефтяной чумы" Америка потихоньку уступит нам каспийские месторождения; Россия, в свою очередь, потихоньку сводя на нет международную риторику, закроет глаза на Ирак. Штатам, получившим карт-бланш на "наведение порядка" в этой стране, будет уже не до Каспия.
В итоге, каждый должен остаться с тем, что ему экономически и политически ближе. Нефть ведь не только большие деньги, но и большая политика. А политика – это искусство поиска компромиссов.