Впрочем, все по порядку. Сначала о сути закона. В нем нашел отражение богатый европейский опыт, так как именно Россия с ее экономическими свободами и более высоким по сравнению с соседними государствами уровнем жизни стала привлекательна как для поездок на заработки, так и для реализации иных целей. Итак, согласно документу, иностранцы и приравненные к ним лица без гражданства будут поделены на три группы. Временно пребывающие, временно проживающие и живущие в России постоянно. В течение трех дней приезжий должен зарегистрироваться на месте пребывания, а по окончании срока визы продлить ее, либо покинуть страну. Для получения статуса временно проживающего иностранец должен подать соответствующее заявление, которое будет рассмотрено в течение полугода. Как говорится в законе, в разрешении на временное или постоянное пребывание может быть отказано тем, кто прежде был уличен в предоставлении поддельных документов, выдворялся из страны, имеет судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Чтобы поселиться в России, иностранцам придется доказать, что они могут содержать семью, не являются наркоманами или носителями СПИДа, а также другими опасными инфекционными заболеваниями. Для того чтобы вести учет въезжающих, каждому из них на границе будет выдаваться специальная миграционная карта. В нее должны быть занесены все сведения о роде занятий и перемещениях владельца. Все иностранцы, которые сейчас уже находятся в стране, должны будут получить миграционную карту в течение трех месяцев. Для них будут действовать ряд ограничений: они не смогут работать на государственной службе, в структурах, связанных с обеспечением безопасности, на судах морского торгового флота, запрещено также командовать воздушными лайнерами (вот интересно: а разве машинист пригородной электрички несет меньшую ответственность за жизнь пассажиров?). Ну, и естественно, на неграждан России не распространяется воинская обязанность и избирательное право. Приглашениями, точнее изучением их обоснованности перед оформлением в ПВУ (так теперь называются ОВИРы) будет заниматься вместо консульской службы МИД специальная служба МВД.
Единственной более или менее обоснованной критикой новых порядков было опасение, что в Москве обострится квартирный вопрос, ведь ремонт в исполнении украинских или молдавских бригад стоил недорого. Все остальные возражения вроде ожидаемого резкого кризиса в туризме особо не впечатляют. Приезжих из солнечного Таджикистана, например, возле собора Василия Блаженного в позе восхищенного созерцания лепных куполов никто ни разу не видел, зато чуть поодаль в ГУМе на корточках с протянутыми за милостыней грязными ладонями они дежурят чуть ли не круглосуточно. Что же касается реплик правозащитников, смысл которых сводится к признанию равноправия между среднеазиатским торговцем маковой соломкой и маляром из Жмеринки, то их полемическое обаяние разбивается о ясное любому здравомыслящему человеку и неоспоримое право любого гражданина России чувствовать себя спокойно и безопасно.
Против нелегалов вправе бороться любое государство, и это зафиксировано в многочисленных международных конвенциях, поэтому новый закон, безусловно, полезен. Так что же, лиха беда начало, еще парочка подзаконных актов, и наступит полный порядок и благоденствие, а для сезонных рабочих из бывших братских республик будет установлен режим "шнелле на хаус"? Увы, радоваться еще рано.
Так всегда было и всегда будет: есть страны относительно сытые, есть менее благополучные. Мексиканские рабочие всегда будут стремиться во Флориду, где месяц работы садовником на вилле обеспечит потом год пропитания целой семьи. Болгарская кухарка в Австрии посылает домой деньги на лечение и учение половины родни. Да и Россия, были времена, не только для соседей казалась престижной работодательницей. В 1890 г. журнал "Русское обозрение" написал об уехавшей на родину француженке, которая, получая за многолетнюю службу гувернанткой в богатом русском семействе пенсию, сильно удивлена, почему назначенная ей пенсия с каждым месяцем повышается. Щепетильная мадемуазель сочла необходимым уведомить бывших хозяев, что произошла какая-то ошибка. И получила ответ: "Madame, в рублевом эквиваленте Ваша пенсия не изменялась, но за последние шесть месяцев курс кредитного рубля поднялся на 20%, что говорит о достигнутом Россией финансовом и экономическом благоустройстве..."
В современной России об этом приходится только мечтать. Тем не менее, еще более тяжелое материальное положение толкает людей из СНГ на поиск работы у относительно богатых соседей, и они к нам приезжают с целью побыстрее заработать деньги и избежать штрафа. В немалой степени процветанию нелегальной миграции способствуют и российские наниматели, зная, что украинцы или армяне будут безропотно жить в убогом сарае и питаться одними макаронами, лишь бы потом привести домой заработок. С ними можно не заключать договоры, не платить пошлины и налоги… Ведь жаловаться никто не пойдет, не имея ни прописки, ни должным образом оформленных документов. А если и пойдут какие-нибудь отчаянные, то только к своим же, ранее осевшим в России соплеменникам бандитам, что чревато куда большими неприятностями, чем возвращение домой без гроша в кармане. Жалко их? Конечно, жалко. Нужны нам дешевые ремонтные бригады для оклеивания обоями гостиных или строительства бань на родных шести сотках? Конечно, нужны. Есть выход из создавшегося положения? Конечно, есть. Поездки на заработки в более или менее обеспеченную Россию можно организовать так же, как и во всей цивилизованной Европе, давно на практике решающей проблему "перелетных" мигрантов. Грин-карта, сезонная виза, приглашение от нанимателя…
И вот здесь возникает вопрос, пожалуй, самый главный. Можно ли и дальше мириться с тем, что наша страна, по сути дела, стала проходным двором для всех без исключения граждан государств СНГ, подписавших ровно 10 лет назад в Бишкеке соглашение о безвизовом передвижении? О том, что миграционный поток в результате этого станет улицей с односторонним движением, можно было догадаться уже тогда. Разве придет в голову обычному москвичу или жителю Волгограда отправляться за длинным рублем куда-нибудь к берегам Севана или в Каракумы? Однако разработчики документа так носились с идеей единения бывших советских республик на капиталистическо-братской основе, так боялись, что на осколки СССР позарятся конкуренты с мирового рынка, что были готовы смириться и с незваными гостями, причем не только из ближнего зарубежья. Статья 2-я упомянутого соглашения фактически открывает шлюзы для кочевников-нелегалов хоть из людоедских джунглей: "Граждане сторон, постоянно проживающие на территории третьих государств, могут выезжать, въезжать и передвигаться по территории сторон также без виз". Ну, и к чему все это привело? В Россию хлынули криминальные элементы. Хорошо еще, если дело ограничивается попрошайничеством и мелкими кражами, как в случае с "гостями" из Таджикистана и Узбекистана, которые целыми таборами перемещаются от Курского вокзала до Останкина. Гораздо хуже, когда они подрабатывают на транспортировке наркотиков и оружия. На этом виде "деятельности" специализируются, кстати, многие таджики и прочие южане.
По данным правоохранительных органов, у нас обитают также нелегалы из Китая, Афганистана, Пакистана, Вьетнама, Индии, Северной Кореи, Сирии, Ливана, Турции, Шри-Ланки. В этом списке более 60 флагов. Среди стран СНГ по количеству напрошенных гостей до недавнего времени пальму первенства удерживала Грузия, и для этой республики основным источником доходов были деньги тех, кто умудрился пристроиться "на северах". Теперь же ее обогнал Азербайджан: ежегодно он поставляет нам до 900 тыс. гастарбайтеров и тех, кто ими прикидывается.
Из дальнего зарубежья лидирует Китай. По оценкам экспертов, численность нелегальной китайской общины к 2010 г. может возрасти до 8-10 млн человек. Впрочем, по мнению полпреда президента на Дальнем Востоке Константина Пуликовского, приток граждан из-за рубежа в округ необходим в связи с острым дефицитом рабочей силы. Нехватка рабочих на строительных объектах составляет до полумиллиона человек. Северные корейцы отчасти решают проблему, так как спецслужбы КНДР держат сограждан в ежовых рукавицах. С китайцами – сложнее, нашей милиции приходится пристально следить, чтобы они не расползлись и не пустили корни. Растет доля мигрантов из беднейших стран Африки. Эти зачастую используют Россию как трамплин для прыжка дальше, в Западную Европу.
Однако главная проблема все же не в гостях с Востока. Заведующий отделом Института политического и военного анализа Александр Хромчихин считает, что закон о статусе иностранцев так и останется декларацией о намерениях, пока не будет политической воли "избавиться от фантомных болей по поводу Советского Союза". Само СНГ, уверен он, "надо сводить на нет, поскольку от него для России нет сейчас ничего, кроме ущерба". Союзная Белоруссия вслед за Украиной без стеснения ворует газ, южане поставляют наркотики, и даже добропорядочные маляры не платят налоги в бюджет страны, их пригревшей, а дают мзду различным местным чиновникам, чтобы те в упор не видели их нелегальную работу. И так будет продолжаться до тех пор, пока граница России остается абсолютно открытой и с Казахстаном, и с Украиной, и все посты легко можно объехать даже на грузовике, не встретив пограничника. Так что же получается, закрыть границу на замок?
А почему бы и нет? Положительный эффект от этого будет куда весомее жалоб якобы обиженных, если все сделать не как всегда, а по уму. По данным мэрии Москвы за 1999 год, собранным по результатам рейдов после взрывов домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе, за декаду после трагедии 15 тыс. "гостей столицы" не смогли внятно объяснить, что они тут делают, а 50 тыс. уклонились от повторной регистрации…
Тем не менее, России нужны рабочие руки. Как оздоровить миграцию, а заодно и демографическую ситуацию? Предвкушая гневные реплики борцов за сохранение "антропоидного славянского типа", стоит заметить, что только этнических русских в ближнем и дальнем зарубежье живет около 24 миллионов. А как им там сладко, объяснять не надо. В той же Прибалтике дело разве что только до геноцида не доходит. Но в отличие от таджиков, они в подвалах ночевать не будут. То есть нужно создать достойные условия, дать стартовый капитал. Уже были случаи, когда руководители сельских хозяйств и промышленных объектов средней полосы приглашали к себе рабочих из той же Латвии, обеспечивая их крышей над головой и работой. Однако эти случаи, к сожалению, единичны. Значит, нужна грамотная, гарантированная государством схема. Придать миграционным потокам правильное направление можно в том числе с помощью материальных стимулов. Если ссуда для переселенца в Москве составляет около 5-6 тыс. руб., желающий отправиться в Приморье может рассчитывать на 80-90 тыс. рублей. Министр труда и социального развития Александр Починок полагает, что в дефицитных с точки зрения рабочей силы регионах или отраслевых центрах ссуды русскоязычным приезжим должны доходить до 210 тыс. рублей. И вот тогда в Россию потянутся, как выразился зам. главы МВД Андрей Черненко, "толковые головы и умелые руки", и Россия начнет собирать сливки с миграции вслед за Западной Европой.
Понятно, что на это нужны деньги. Взять их есть откуда – работодатели, сами предприятия или региональные власти должны быть заинтересованы в людях, которые осядут у них надолго хотя бы потому, что от добра добра не ищут. Есть с чем сравнивать. Тебя не будут травить только за то, что ты "негр" независимой Латвии. Как же быть со всеми прочими братскими народами, которые приезжают не насовсем, а только перила в подъездах покрасить? Тут тоже ничего изобретать не надо. Для легализации рабочей силы из ближнего зарубежья можно обязать всех работодателей официально регистрировать запросы вакансий на временные трудовые соглашения и договоры подряда через службы занятости. В этом случае нелегалов на том или ином объекте легче обнаружить и депортировать на те самые деньги, на которые хозяин объекта будет оштрафован (кстати, нетрудовых мигрантов можно высылать домой на средства, полученные консульскими службами от виз после введения полноценной границы России с СНГ). У себя на родине перечни сезонных вакансий или приглашения на долговременную работу в промышленных центрах желающие смогут получить либо через Интернет, либо в торгово-промышленных представительствах. И – дело за малым. Отправить резюме на себя или на всю бригаду маляров, подкрепив это справками о несудимости и профессиональной квалификации, и получить заверенное в МВД приглашение. Причем работодатель должен будет взять на себя еще и обязательства обеспечить их жильем и питанием, не говоря уже о визе-регистрации и моральной ответственности.
Разве не так делается по всей Европе? А чем нас такая схема не устраивает, только за призрак СССР обидно? Ну а опасения по поводу того, что нашим отечественным безработным мигранты конкуренцию составят, явно надуманы. Много найдется москвичей, кто за 400 руб. в месяц пойдет окурки с газонов собирать? Ведь это больше похоже на воспитание трудом после оглашения приговора на 15 суток за мелкое хулиганство. Иными словами, если "законные" россияне отказываются от малопрестижных занятий, через базу данных при наличии квоты можно подбирать иностранцев. У столичной службы занятости среди 150 тыс. вакансий две трети – рабочие специальности. Попытки переквалифицировать учителя или инженера в маляра или паркетчика безуспешны, и как показывает практика, с государственной точки зрения расточительны. Для Москвы квота на 2003 г. определена в 50 тыс. при реальной потребности в 70 тысяч. Для строителей и транспортников она составляет 18 тысяч, грузчиков – 2 500, слесарей ЖКХ – 1 855. Уборкой же территорий аккуратно и старательно давно занимаются приезжие из Средней Азии. Вежливые, старательные. Обязательно предупредят, в какое время назавтра начнут сбивать сосульки с крыш, чтобы "снег башка не попал". Видимо, не хочется гастарбайтерам обратно домой.
Что же касается диктата кавказцев на мелкооптовых рынках, то его запросто можно ликвидировать все тем же законом, если специалисты догадаются прописать запрет на посредническую деятельность и ряд ограничений на торговую без образования юридического лица. Конечно, с этим еще придется повозиться, как и отучить откормленную околорыночную милицию в упор не замечать творящегося там произвола. Но ведь главное – сделать первый шаг. И тогда – лиха беда начало.