Ирак разбомбят даже за крысиный яд

Читать в полной версии →
Ираку необходимо предстать перед инспекторами ООН не только самой безъядерной и самой безбактериологической страной, но и самой экологически чистой. Хотя и это может не спасти его от войны с США

"День X" настал: первая группа международных инспекторов прибывает в Ирак. Сегодня их всего тридцать – это те джентльмены, кто по большей части должен создать комфортные условия для проживания и деловой активности гораздо более внушительного десанта эмиссаров ООН, количество которых к Рождеству должно достигнуть порядка 100 и более персон. Сегодня и завтра международные чиновники займутся выметанием пыли из своих прежних офисов, скоропостижно покинутых ими по велению Багдада в 1998 году. Тогда Саддам Хусейн обвинил инспекторов в шпионаже в пользу США и Великобритании. Сегодня самый главный порученец ООН Ханс Бликс (Hans Blix) и директор Международного агентства по атомной энергии Мохамед Аль-Барадей (Mohamed ElBaradei) клянутся действовать в интересах лишь своего главного офиса и ни в коем случае не в интересах отдельных государств или организаций вроде США и ЦРУ.

На самом деле, вчерашний "день X" первый, но не последний на нынешнем отрезке багдадо-ооновской эпопеи. 27 ноября инспектора по-настоящему впрягутся в работу. К этому времени на территории самого Ирака, а также на Кипре начнут действовать специальные лаборатории и центры логистики, в задачи которых войдет обработка и обобщение информации, полученной на местах. Пробы воздуха, грунты и воды будут браться везде, где только того пожелают инспектора. Досмотру подвергнутся не только знаменитые дворцы Саддама, но и мечети – американцы полагают, что территории культовых сооружений также могли быть использованы иракскими властями для производства или хранения оружия массового уничтожения. От Багдада ждут лояльности вассального князька и покорности восточной жены. Кстати, сами инспектора уже имеют план первоочередных мероприятий, который они назвали "правилами начавшейся игры". В его основе лежат как наводки спецслужб Америки и Великобритании, так и "собственные соображения" ооновских специалистов.

Следующим "днем X" станет 8 декабря. Не позже этого дня Багдад должен публично заявить о своих программах по созданию оружия массового уничтожения. Если, конечно, таковые имеются. За это его не накажут: напротив, даже вроде похвалят, поблагодарив за мудрость ради спасения мира (или что-то в этом роде). Впрочем, сейчас в Ираке с таким энтузиазмом направо и налево сообщают об отсутствии в стране этого самого бесчеловечного оружия, что в вероятность признания чего-то противоположного и верится с трудом. С другой стороны, доподлинно известно, что у Багдада в свое время действительно были планы обзавестись ядерным и химическим оружием, однако силами западных и израильских спецслужб, а также из-за проигранной войны в Заливе, эти планы осуществлены не были. Амбиции, возможно, и остались – да где найти такую ООН, которая бы за голые амбиции наказывала. Америка, вот, и хотела бы наказать, но пока не получается: приходится следовать через рутинный бюрократический механизм "принуждения к миру".

Однако столь болезненно переживающие зловредные милитаристские устремления Ирака США вполне могут принудить к войне ту же ООН – были бы основания, даже самые мелкие. И если 10 лет назад где-нибудь под Басрой или Багдадом, не приведи Аллах, пролили ядовитые капли "оружия массового поражения", а теперь пробы грунта обнаружат их следы – Багдаду придется туго. Ибо если кто думает, что США станут настаивать на поиске бочки, склада, на котором она находится, или лаборатории, которая ее наполняет (или наполняла) адской смесью, он глубоко ошибается. Если не само оружие, то следы его присутствия, или присутствие любого из подозрительных компонентов, или следы такового присутствия – все пойдет Ираку в минус. Ему необходимо предстать не только самой безъядерной и самой безбактериологической страной, но и самой экологически чистой...

Если же и 8 декабря Багдад не откажется от своей полнейшей ядерно-химической несостоятельности, тогда все решит 27 января 2003 года. В этот день в ООН поступит первый мотивированный доклад инспекторов о сути найденного или об отсутствии чего-либо похожего на угрозу цивилизованному миру. Этот момент станет самым критическим, причем независимо от того, каков будет конечный результат проверки. Легко понять, что произойдет, если Бликс заявит о найденных следах оружия массового уничтожения. В этот самый момент Америка, может быть, снизойдет до соблюдения единственной нормы приличия: подождет, когда инспектора покинут Багдад. После чего начнет утюжить Ирак по заранее разработанному сценарию. Самое печальное, что при отрицательном вердикте миссии ООН возможный сценарий событий может быть точно таким же. Экономическую необходимость войны для Штатов никакие инспектора отменить не смогут, да и политический резон сохранит свою актуальность (имеется в виду отдаленная цель Вашингтона – Саудовская Аравия). Кроме того, простое признание Америкой факта непричастности Ирака – со всеми его диктаторскими атрибутами и восточной непредсказуемостью – к созданию оружия массового уничтожения крайне негативно скажется на политическом руководстве США. В предвыборный год Джордж Буш вряд ли может себе такое позволить.

Поэтому повод отыщется. Будет ли это бесхозный ГСМ, подозреваемый в принадлежности к оружию массового уничтожения, или на радостях от закончившейся проверки иракцы позволят себе точнее обычного обстрелять западные самолеты-разведчики, барражирующие "буферную зону", но Вашингтон своего не упустит. Не знаю, как Ирак, а вот готова ли к такому сценарию ООН – большой вопрос.

Александр АГАМОВ |
Выбор читателей