Налетай – подешевело!
Московская прокуратура возбудила уголовное дело по факту контрабанды, осуществленной крупным автомобильным дилером – ЗАО "ЛогоВАЗ-Беляево". В адрес этой фирмы поступил бронированный автомобиль "Мерседес-Бенц", предназначавшийся для "Ингосстраха", которому и был продан за 450 тысяч долларов. Входящий в список самых дорогих и престижных иномарок, этот автомобиль имел самую высокую из существующих степень защиты – В7; толщина его бронированных стекол достигала 7 сантиметров. По оценкам экспертов, рыночная стоимость такого транспортного средства составляет примерно 420 тысяч евро. Однако ввезен он был по документам, в которых значилась цена в 143 тысячи евро. Удивительно, но при таможенном декларировании почему-то никто не обратил внимания, что представленные документы оформлены... на другой автомобиль. Той же марки, но не имеющий бронированной защиты, а также других, важных при заполнении декларации опций. Таким образом сумма таможенных платежей была занижена в несколько раз.
Близорукость таможни, которая должна была проконтролировать правильность заполнения документов, а значит, и сумму уплаты таможенных платежей, на этом не закончилась. Дело в том, что автомобили иностранного производства, укомплектованные кондиционерами, входят в перечень товаров, перечисленных в списке Д Постановления Правительства России 563 от 8.05.1996 "О регулировании ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции". Поскольку в кондиционерах содержатся такие вещества, то на ввоз кондиционированных иномарок требуется разрешение Министерства природных ресурсов, завизированное, к тому же, Министерством экономического развития. Если продукция признается безвредной для экологии, то дилеру выдается документ под названием "одобрение транспортного средства" (сертификат соответствия). Разрешение выдается определенной фирме на ввоз конкретных марок автомобилей из конкретных стран. "ЛогоВАЗ-Беляево" представило для оформления ввоза бронированного автомобиля одобрение, выданное совершенно иной фирме, – и этого никто не заметил. Что тем более удивительно, принимая во внимание, что в разрешении указывалось девять стран, из которых может быть ввезена иномарка, а автомобиль прибыл из страны, не входящей в этот список.
Упомянутый бронированный "Мерседес" поступил от американской фирмы Tegrek international LTD, зарегистрированной в штате Делавер, но на самом деле был ввезен из Эстонии. По некоторым данным, это не единственный случай, когда "ЛогоВАЗ-Беляево" ввозит автомобили подобным образом. И в этом есть свой резон. По пути в Россию стоимость иномарок трансформируется удивительным манером. Скажем, если отпускная цена завода-изготовителя на обычный "Мерседес" составляет 114 тысяч долларов, то от фирмы-посредника он поступает по документам уже за 30 тысяч. Естественно, таможенные платежи на иномарку по поступившим от фирмы-посредника документам также занижаются в несколько раз. И "ЛогоВАЗ-Беляево" не является в этой схеме перемещения автомобилей через границу первооткрывателем.
Весной этого года было возбуждено уголовное дело по факту контрабанды автомобилей "Мерседес-Бенц", поступающих в адрес другого автомобильного дилера – ЗАО "Панавто". По предварительным оценкам, эта фирма осуществила контрабандные поставки автомобилей на сумму около 10 миллионов долларов. Бронированные "Мерседесы" проходили таможенное оформление без учета стоимости спецзащиты. А согласно спецификации американо-германского концерна "Даймлер Крайслер АГ", только стоимость спецзащиты класса В 6/7 составляет около 168 тысяч евро. Обычные "Мерседесы" также ввозились в Россию по ценам, которые оказывались в 2-4 раза ниже, чем отпускные цены завода-изготовителя. В схеме участвовала немецкая фирма-посредник "Роллингон ГМБХ", согласно юридическим документам, зарегистрированная в американском штате Делавер, а фактически расположенная во Франкфурте-на-Майне. Именно эта фирма якобы закупала иномарки у "ДаймлерКрайслер", почему-то перепродавая их российскому дилеру почти задаром. Однако по данным, полученным следствием из полиции Франкфурта-на-Майне, компания "Роллингон ГМБХ" в торговых реестрах местных муниципальных органов не зарегистрирована. Мало того, по ее юридическому адресу расположен супермаркет, не имеющий к торговле автомобилями никакого отношения. Получается, производитель поставлял машины "на деревню дедушке" – в адрес несуществующей компании.
VIP-контрабанда
Еще год назад крупнейший автомобильный концерн "ДаймлерКрайслер" имел в России пять официальных дилеров, в число которых входили "Панавто" и "ЛогоВАЗ-Беляево". Дилерские соглашения предусматривают прямые схемы поставок, исключающие любые "левые" отношения с посредниками. Российская фирма должна обратиться в представительство компании ЗАО "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС" (ДКАР), чтобы оформить запрос, который пересылается на завод-изготовитель в Германию. Собранные там под заказ автомобили должны напрямую поступать дилеру. Однако российское представительство компании, видимо, мало интересовал тот факт, что поставки осуществляются сначала фирме-невидимке, а уже затем отправляются в Россию. Более того: весьма любопытно, что сертификат соответствия, предъявленный при растаможке представителями "ЛогоВАЗ-Беляево" того самого контрабандного броневика, принадлежал не кому иному, как... "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС". Глава этой фирмы, господин Герхард Хильгерт ясности в эту странную историю до сих пор не внес. На сегодняшний день у правоохранительных органов больше вопросов к ДКАР, чем полученных ответов.
По словам начальника отдела московского Управления по борьбе с экономическими преступлениями полковника милиции Василия Савчука, интерес московского УБЭП к поставкам автомобилей "Мерседес" начался с выставки, организованной официальным российским представительством "ДаймлерКрайслер" для ограниченного круга лиц. Три из пяти выставленных на vip-обозрение бронированных "Мерседесов" оказались контрабандой. Один из автомобилей, в частности, принадлежал "Панавто", другой – уже упоминавшийся броневичок, купленный "Ингосстрахом", – "ЛогоВАЗ-Беляево", название третьей фирмы, возможно, будет фигурировать еще в одном уголовном деле, возбуждение которого, как сообщил нам Савчук, не заставит себя ждать. Впрочем, по его словам, скорее всего и оно окажется не последним.
Вообще-то контрабанда – в основном таможенная статья. Однако то, что она выявлена сотрудниками УБЭП, говорит не столько о попустительстве Московской западной таможни, где оформлялись автомобили, или о халатности отдельных ее сотрудников, сколько о неэффективности сложившейся на таможне системе контроля поставок крупных автомобильных дилеров. Системе, которая позволяет взирать на контрабандные шалости декларантов сквозь пальцы. Причем такое положение, по сути, подкрепляется официальными предписаниями и инструкциями. По существующим на таможне правилам, официальные автомобильные дилеры осуществляют таможенное оформление по упрощенной схеме: согласно приказу 573 от 30.08.1999, таможенная стоимость ввозимых ими иномарок определяется по так называемому методу 1 Закона о таможенном тарифе – по цене сделки с ввозимым товаром. Это значит, что растаможка автомобиля осуществляется исходя из той суммы, которую укажет в своих документах поставщик. Когда тот занижает стоимость в 2-3 раза, как это происходило в вышеописанных случаях, эти цифры и принимаются за основу для уплаты пошлин.
Любопытно, что в свое время ГТК получил от ДКАР официальный прайс-лист на ввозимые "Мерседесы", цены в котором практически не отличались от контрабандных. Им же в ГТК были предоставлены образцы инвойсов и перечень компаний-поставщиков, в числе которых оказалась пресловутая невидимка "Роллигон ГМБХ". Вместе с тем на официальный запрос следствия в немецкий офис концерна пришла справка о реальных ценах завода-изготовителя, которые, как и предполагалось, оказались в два-три раза выше указанных в прайс-листе. Зачем российскому представителю концерна понадобилось занижать суммы, должно ответить следствие.
Вещдоки разъезжаются по России
Между тем "Панавто", по словам старшего следователя по особо важным делам майора юстиции Александра Жукаева, прекратило свое легальное существование еще год назад. Его директор Андрей Павлович срочно продал фирму некоему Анатолию Клеменюку, который скоропостижно переименовал ее в "Боксат". С тех пор никто и ничего об ее деятельности не слышал, а нового директора, гражданина Клименюка, никто и никогда не видел. Фирма "Боксат" по своему юридическому адресу не располагается и никакой хозяйственной деятельностью не занимается. А ведь скорее всего именно "Боксату", как правопреемнику "Панавто", придется компенсировать причиненный государству ущерб. Господин Павлович на сегодняшний день официально отошел от дел и является кем-то вроде безработного. По словам Александра Жукаева, Павлович, уклоняясь от встречи со следователями, до недавнего времени тщательно скрывал места своего пребывания и род деятельности. Однако не так давно следователи из следственно-оперативной группы столкнулись с ним в Ростове. Скорее всего, не случайно: именно в этом городе работает еще одна его фирма – "Панавто-Ростов", официально внесенная ГТК в списки "белых" автомобильных дилеров год назад, когда "Панавто" приказал долго жить. Кстати, как сообщил Жукаев, ростовская фирма также имеет контракт на поставку "Мерседесов" с "Роллигон ГМБХ".
Если расследование по делу "ЛогоВАЗ-Беляево" находится в самом начале, то о деятельности "Панавто" следствием написаны уже целые тома. Однако, чем ближе завершение расследования, тем чаще следователи хватаются за голову. Чтобы соблюсти процессуальные нормы, обвиняемым придется предъявить все вещественные доказательства, т.е. около 700 контрабандно ввезенных и уже проданных автомобилей, разъезжающих по дорогам России. Столь фантастический автопробег в честь контрабандистов представлял бы собой внушительное зрелище: кавалькада "Мерседесов" ценой в целое состояние, возглавляемая броневиками, за рулем которых – руководители крупных компаний, политики, звезды эстрады и уголовные "авторитеты". Кстати, среди последней категории обеспеченных граждан бронированные машины пользуются наибольшим спросом. Не случайно, когда у "Панавто" начались проблемы с правоохранительными органами, первыми на фирму, по слухам, наехали бандиты, опасающиеся потери своих любимых средств передвижения. Впрочем, никакие карательные меры, и тем более конфискация автомобилей владельцев иномарок не ожидают. Они признаны добросовестными приобретателями.
Когда три из пяти автомобильных дилеров одного концерна попадают в поле зрения правоохранительных органов, здесь уже не приходится говорить о частных случаях контрабанды. Речь, по мнению специалистов, идет об устоявшейся системе контрабандных поставок. Кстати, на сегодняшний день в списках ГТК числится уже одиннадцать дилеров "ДаймлерКрайслер". Вообще же в России сегодня работает около ста тридцати дилеров двадцати пяти иностранных автомобильных компаний. Проверить деятельность всех этих фирм просто нереально, а возможно, и не нужно. Достаточно создать действенную систему контроля автомобильных поставок, и проблема, скорее всего, будет решена. В противном случае решение об увеличении таможенных пошлин на подержанные иномарки, лоббирующее в том числе и интересы поставщиков новых автомобилей иностранного производства, в очередной раз сыграет на карман частных предпринимателей, что отнюдь не будет способствовать пополнению государственной казны.