Правда, миролюбие выходцев из Чечни имеет своеобразный оттенок. Еще в сентябре 2000 г. глава службы национальной безопасности Чечни Леонид Деркач, сообщил, что во время саммита глав государств СНГ, который проходил 18-19 августа 2000 г. в Ялте, готовилось покушение на президента России Владимира Путина. Эту информацию украинские контрразведчики получили от зарубежных спецслужб и поставили в известность российских коллег. В ходе совместной операции спецслужб было задержано несколько человек. Речь шла о четырех чеченцах и нескольких выходцах с Ближнего Востока. Сообщение о готовящемся покушении на Путина подтвердили тогда и в Федеральной службе охраны президента России.
Массовое заселение выходцев из Чечни в Крым было отмечено еще осенью 1999 года. Так, по сообщениям СМИ, чеченские полевые командиры с помощью активистов мусульманских организаций Крыма "Ваххабиты", "Братья мусульмане" и "Братья освобождения Палестины" скупали квартиры для семей своих боевиков в Керчи, Феодосии и других населенных пунктах полуострова. С началом контртеррористической операции в Чечне крымские сторонники Ичкерии провели пикетирования Генерального консульства России и штаба российского Черноморского флота в Севастополе под лозунгами "Шамиль, мы с тобой!". Задержания чеченцев в Крыму начались в конце 1999 - начале 2000 годов.
Впрочем, боевики и лидеры экстремистов стали пускать корни в Крыму гораздо раньше. По сведениям газеты "Киевский телеграфъ", еще в 1994 г. "ичкерийский геббельс" Мовлади Удугов встречался здесь с лидером преступной группировки по кличке Ваня Грек. С тех пор в крымских базах спортклуба "Центурион", принадлежавших семье Грека, стали размещаться чеченские "беженцы". А Удугов и его свита в Крыму обеспечили даже неприкосновенность, получив удостоверение помощников депутатов Верховного Совета Крыма Данеляна и Шпилькина. Кроме того, до последнего времени некая организация с характерным названием "Борз-Украина" вербовала на полуострове боевиков из числа крымских татар. В 1995 г. лидер "Меджлиса" крымских татар Мустафа Джемилев провозгласил Дудаева своим политическим идеалом и подтвердил полную поддержку борьбы "чеченских братьев против российской экспансии".
Весьма интересные факты приводит в собственном исследовании журналист-международник, эксперт по проблемам борьбы с терроризмом Олег Якубов. Так, на вокзал Симферополя прибывают поезда с чеченскими мигрантами. Вместе с детьми приезжают и их воспитатели, по документам – "работники народного образования Республики Ичкерия". Дети из Чечни отдыхают в санаториях, а "воспитатели" – на турбазах "Артек" и "Таврия". Там-то и происходит обучение – чеченцев делят на три группы по специальности: ведение боя в условиях населенного пункта, ведение боя в партизанских условиях и оказание первой медицинской помощи в бою.
Тех, кто овладевает навыками ведения партизанской войны и боев в городских условиях, вывозят в село Соколиное Бахчисарайского района, в поселок Еленовка Белогорского района, а также на заброшенную базу Министерства обороны СССР на горе Чатырдаг. Заброшенную базу охраняют люди в камуфляжной форме, вооруженные автоматами и пулеметами. Третью группу вывозят на полигон в район Феодосии.
По мнению Олега Якубова, Крым чеченские боевики облюбовали не случайно. Еще советские инструкторы готовили здесь специалистов для ведения партизанской войны из братских стран. Именно в Крыму в 1970-1980 гг. проходили боевую и тактическую подготовку солдаты и офицеры из Индии, Индонезии, Кубы, арабских стран Ближнего Востока. После развала СССР Украина унаследовала военные базы вместе с иностранными курсантами. Эти базы приносят неплохой доход. Обучение одного курсанта стоит до $15 тысяч.
Во время первой чеченской войны боевики проходили подготовку в Крыму. С началом второй чеченской войны многие инструкторы, не удовлетворенные мизерной оплатой, которая не превышала $40, предпочли покинуть сменить хозяев и перейти в организации "Борз-Украина", "Имдат" и другие.
Правда, в эту чеченскую кампанию число желающих воевать на Северном Кавказе среди крымских татар радикально сократилось. Вот что рассказал один из крымчан, воевавший три месяца у Хаттаба: "Уехал зарабатывать деньги, а привез лишь пистолет ТТ на продажу. Обманули, обещали $1000, а заплатили меньше двухсот, да и те ушли на обратную дорогу. Да еще и зацепило четыре раза, хотя и легко, но ранен был в ногу, в плечо и два раза в левую руку. За что мне все это? Все свободное от боев время только и слышал: джихад, наш священный долг уничтожить всех неверных, мы, мусульмане, должны установить в мире свой порядок. Не нужен мне такой порядок. Сейчас не то, что соседям, собственным жене и детям в глаза смотреть стыдно".