Казалось, серьезный документ, призванный способствовать возрождению отечественной автомобильной промышленности и обеспечению россиян доступным автотранспортом, должен расставить все точки над "i" в российских автомобильных делах. На деле события начали развиваться с точностью до наоборот: вместо повышения спроса на отечественные автомобили крупнейшие российские автозаводы "ВАЗ" и "ГАЗ" столкнулись с затовариванием и были вынуждены прибегнуть к приостановке конвейеров и сокращению рабочей недели. Согласитесь, хорошее начало "подъема" отечественного автопрома... Но если у "ВАЗа" благодаря наличию новых разработок все-таки есть определенные шансы сохранить свое место на рынке, у "ГАЗа" дела обстоят куда хуже. По заявлениям самих сотрудников завода, в скором времени легенда российского автомобилестроения – "Волга" окончательно уйдет в историю.
Причиной такого положения дел, по мнению представителей завода, которое приводят "Финансовые известия", "стали проблемы со сбытом, которые многие аналитики объясняют политикой нынешних владельцев "ГАЗа" – руководства компании "Базовый элемент" (прежде – "Сибирский алюминий"), "пробившего" в правительстве введение запретительных пошлин на иностранные автомобили старше семи лет". А дальнейшие перспективы производителя "Волг" весьма туманны ввиду бурно развивающейся в России системы покупок новых иномарок в кредит.
Как показывает практика, протекционистские меры, кем бы они ни инициировались – государством или заинтересованными промышленными структурами, – никогда не приводили к экономическому прорыву. Максимум, чего удавалось достигнуть протекционистам, так это консервации на какое-то время текущей ситуации – с весьма печальными последствиями в дальнейшем. В данном случае последствия, можно сказать, уже наступили: отечественный автопром, и "ГАЗ" в частности", переживает глубокую стагнацию. Прикупив в свое время "модное", как тогда казалось, автомобильное производство и "застолбившись" на новом для себя рынке, "алюминщики" откровенно переусердствовали с административным ресурсом. Продавленные ими запретительные меры в отношении иномарок сослужили медвежью службу им самим.
Научит ли ситуация с "ГАЗом" чему-нибудь его владельцев, или вера олигархов в силу протекционизма так и останется неистребимой? Пока всё говорит за то, что практика не учит ничему.
Однако ничто не вечно под Луной. В жизни назрели объективные перемены – Россия твердо решила вступать во Всемирную торговую организацию. Вступление идет медленно, со скрипом и тормозами. Будь Россия членом ВТО – вряд ли тогда в угоду интересам олигархов в стране могли бы существовать тепличные условия для неконкурентоспособных производств, как это произошло с автопромом.
Именно нежелание допустить подобное развитие событий объясняет мягко говоря сдержанную позицию, занимаемую олигархами в вопросе о вступлении. "Вступать однозначно надо, однако России необходимо придерживаться принципа "сначала готовность, потом присоединение", – заявил председатель наблюдательного совета компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска, выступая в Москве на международном конгрессе "Вступление России в ВТО. Оценки влияния процесса на основные отрасли экономики". По его мнению, "подготовленность России к членству в ВТО проявляется, в частности, в состоянии российской промышленности. В связи с этим необходима четкая и продуманная промышленная политика, которая, во-первых, позволила бы избавить многие отечественные предприятия от выполнения вынужденных и несвойственных им социальных функций, а во-вторых – привести к конечной цели – модернизации промышленности".
Что касается современной промышленной политики в России, единственное, что можно о ней сказать, – ее как не было, так и нет. "Труба" остается основой экономики страны, а судить о промышленности и модернизации можно по состоянию все того же автопрома. Таким образом, если следовать логике председателя наблюдательного совета "Базового элемента": нет промышленной политики, нет модернизации – значит, нет и ВТО. Когда первые две составляющие появятся? Наверное, когда в России иссякнут нефть и газ.
Судя по всему, вступление в ВТО и создание конкурентоспособной промышленности для России – дело отдаленного будущего. В сложившейся ситуации, когда интересы олигархов идут фактически вразрез с интересами национальными, говорить о светлом будущем российской экономики рано. К сожалению, известный американский лозунг "Что хорошо для Форда – хорошо для Америки" нельзя перенести на Россию. Генри Форд научил Америку делать новые хорошие машины, нынешние российские олигархи никак не могут продать старые.
Впрочем, они об этом не сильно переживают.