Однако недавно исследователи из Университета штата Канзас, изучавшие особенности функционирования головного мозга подростков с повышенным уровнем агрессивности, пришли к выводу, что девиантное поведение может быть следствием не только существенных пробелов в воспитании, но и последствием органических изменений головного мозга.
Ученые провели следующий эксперимент: подросткам были предложены различные стимулы агрессивности, такие, как компьютерные игры, видеофильмы и так далее. Во время наблюдений за изменениями активности различных отделов головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии экспериментаторы выявили несколько интересных закономерностей. Оказалось, что у наиболее агрессивных участников исследования (подростков, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах) снижена активность лобных долей, отвечающих за контроль поведения и движений. С другой стороны, степень снижения активности лобных долей по сравнению с психически нормальными подростками связана не только с определенными врожденными органическими факторами, но и особенностями среды, в которой развивался ребенок, – она была наиболее высока у тех детей, которые часто сталкивались с насилием.
В докладе, сделанном на заседании Североамериканского общества радиологов, руководитель исследования, профессор Джон Мюррей заявил: "Мы привыкли обвинять во всех проблемах, связанных с ребенком или подростком, неправильное воспитание. Однако мы показали, что в ряде случаев истинной причиной асоциального поведения являются структурно-функциональные аномалии головного мозга, которые могут свести на нет все усилия родителей".