Такие заявления представитель Масхадова сделал по прибытии в Лонодон, где он был передан британским властям 5 декабря 2002 года. Задерживая Закаева, британская полиция исходила из того, что тот объявлен Генеральной прокуратурой России в международный розыск. По данным Скотланд-Ярда, против масхадовского эмиссара выдвинуты по меньшей мере 10 обвинений и все они, как считают британские эксперты, "весьма серьезны". Бывший актер, боевик и правая рука Масхадова обвиняется в вооруженном мятеже против Российской Федерации, соучастии в убийстве 300 сотрудников российской милиции, а также православных священников отца Сергия и отца Анатолия, в покушениях на убийства, в нанесении тяжких телесных повреждений.
Задержанного в четверг в аэропорту Хитроу Закаева после краткого допроса выпустили под подписку о невыезде и залог, который внесли за него известная актриса и правозащитница Ванесса Редгрейв, депутат Европарламента лорд Бетелл и правозащитник Владимир Буковский. У Закаева изъяли паспорт, без которого он не сможет покинуть Великобританию. Судьба масхадовского эмиссара зависит теперь от районного суда Лондона, который на слушаниях 11 декабря должен решить, следует ли выдать его России.
Действия британских властей уже вызвали резкую реакцию со стороны Москвы. Глава МИД РФ Игорь Иванов выступил с критикой официального Лондона. "У меня возникает вопрос - а если бы в Лондон прибыл другой террорист - бен Ладен, который так же, как и Закаев, объявлен в международный розыск. И если бы бен Ладен заявил о том, что готовятся новые теракты против гражданских объектов в США. Как поступили бы с ним? Так же как с Закаевым? Побеседовали бы в полицейском участке, а затем отпустили бы на улицу?" - сказал Иванов на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в пятницу в португальском городе Порто.
Сам Закаев утверждает, что арест в Лондоне - его собственная иннициатива. "Еще в Копенгагене я попросил своего датского адвоката, чтобы он через местную полицию связался с английской полицией и предупредил о моем прибытии в Лондон. Я сообщил свой номер рейса, время прилета в Хитроу. В Лондон я летел с Ванессой Редгрейв и с корреспондентом газеты Guardian. Когда мы прилетели, меня встретили представители английской полиции и все оформили в течение двух часов", - рассказал Закаев. Эмиссар Масхадова подчеркнул, что ему важна юридическая оценка его действий именно британским правосудием. Поэтому он и не остался в Копенгагене.
Закаев опровергает сообщения о том, что он попросил британские власти предоставить ему политическое убежище. "Я не могу просить политическое убежище, не согласовав этот вопрос с президентом Масхадовым. Я - не рядовой гражданин Чечни, который пытается пристроиться в Европе. Я - один из руководителей Чеченской республики. Президент Масхадов не отменял мои полномочия", - подчеркнул он.
Напомним, что до недавнего времени Закаев находился под арестом в Копенгагене. Основанием для его задержания 30 октября стал запрос российских правоохранительных органов, которые обвиняют Закаева по десяти статьям Уголовного кодекса. В минувший вторник датские власти освободили эмиссара чеченских сепаратистов из-под стражи, несмотря на представленные российскими властями документы, в которых говорится о причастности Закаева к терроризму.
Таким образом, Великобритания столкнулась с весьма деликатной дипломатической и юридической проблемой в связи с прибытием Закаева. Один из ответственных сотрудников правоохранительных органов Великобритании заявил, что "Дания отпустила Закаева, чтобы уйти от ответственности". По его словам, "датчане умыли руки" и переложили всю ответственность за принятие щепетильного вопроса об экстрадиции на плечи британских властей.