Ситуация вокруг автогиганта давно была неспокойной. В течение долгих месяцев пресса говорила о существующих у "Фиата" проблемах, однако каких-то эффективных шагов, способных устранить трудности, ни исполнительная власть, ни руководители концерна предпринять, по всей видимости, так и не смогли. В результате возникла острая необходимость избавиться от лишних рабочих рук, не позволяющих изыскать финансовые средства для последующего успешного развития компании. Тогда-то и началось самое интересное.
Предположить, что тысячи рабочих спокойно отреагируют на известие о своем увольнении, могли только очень неискушенные в тонкостях рыночной экономики лица. Когда человеку говорят о том, что он завтра лишится всего, тот, как правило, не сидит сложа руки, а начинает протестовать. Именно так и случилось. Негодующие профсоюзы вывели на улицы итальянских городов десятки тысяч потенциальных безработных и потребовали от правительства и руководителя автогиганта Габриэле Галатьери пересмотреть решение о массовых увольнениях.
Однако отчаянные шаги оказались неэффективными. В ходе переговоров, состоявшихся между представителями кабинета Берлускони и "фиатовцами", стороны в очередной раз зашли в тупик. Камнем преткновения стало настойчивое желание "Фиата" продать часть акций государству. Однако премьер-министр не стал изменять своим предвыборным правоцентристским лозунгам и заявил: "Мы не коммунистическое правительство, чтобы выкупать акции частных компаний". Более того, как уже говорилось, господин Берлускони посоветовал работникам, которым грозит увольнение, поискать иные, как передает BBC, "неофициальные" источники доходов. Трудно сказать, что именно имел в виду скандально известный премьер, однако такие слова были восприняты ошарашенными представителями общественности как фактический призыв к нарушению существующих законов и уходу в теневой сектор экономики.
В итоге руководители крупнейшего автомобильного концерна Италии приняло следующее решение: временно перевести 5 600 рабочих на оплату из так называемых интегральных касс. Такая формулировка означает, что безработные в течение 12 месяцев будут получать денежные выплаты в размере 80% от зарплаты.
Впрочем, похоже, уволенные итальянцы крайне негативно отнеслись к такому шагу команды Галатьери. Дело в том, что следующим шагом в реструктуризации "Фиата" должен стать его фактический переход под крыло американского General Motors, уже обладающего пятой частью акций европейского автоконцерна и собирающегося в самое ближайшее время выкупить контрольный пакет. По мнению профсоюзов, эта новость означает лишь то, что ничего хорошего от заокеанских менеджеров ожидать не стоит: если проблемы рабочих не беспокоят управленцев-соотечественников, то почему они должны волновать предприимчивых западных дельцов?
Чем закончится скандал вокруг "Фиата", пока не ясно, однако то, что каждый из участников конфликта будет биться до победного конца, похоже, ни у кого не вызывает сомнений. Об этом, кстати, свидетельствуют и сегодняшние события: рабочие автогиганта вместе со своими выброшенными на улицу коллегами организовали забастовку, руководство концерна установило на воротах предприятий таблички с надписью: "Уволенным лицам вход воспрещен", а кабинет министров Италии дистанцировался от всего происходящего, показав, что решение проблем частной компании не находится в его компетенции.