На днях об отказе участвовать в конкурсе заявил "ЛУКОЙЛ". По словам его представителей, это невыгодно для компании, которая намерена сосредоточить усилия и средства на разработке перспективных нефтегазовых месторождений Тимано-Печоры и Северного Каспия. Однако вряд ли интерес "ЛУКОЙЛа" к "Славнефти" испарился только по этой причине. Еще совсем недавно участие в аукционе не вызывало никаких сомнений, в ноябре компания разместила конвертируемые облигации на $350 млн. и объявила о намерении продать свою 10-процентную долю в проекте Азери – Чираг – Гюнешли более чем за $1,25 млрд. "ЛУКОЙЛ" не скрывал, что эти действия были направлены на формирование определенной суммы для участия в аукционе по "Славнефти". Что заставило крупнейшую нефтяную компанию отказаться от своих замыслов? Есть предположение, что вырученные якобы для участия в аукционе деньги были направлены "ЛУКОЙЛом" на покупку собственных акций из госпакета, реализованного на прошлой неделе в Лондоне. В таком случае заявления о покупке "Славнефти" нужны были "ЛУКОЙЛу" только для того, чтобы воспользоваться для решения своих задач мощным административным ресурсом другого основного претендента – "Сибнефти". Возможно, именно благодаря лоббистским возможностям компании Абрамовича вопрос с "ЛУКОЙЛовским" госпакетом был успешно решён. В итоге, получивший свое благодарный "ЛУКОЙЛ" преспокойно вышел из борьбы за "Славнефть", увеличив тем самым шансы подыгравшей ему "Сибнефти".
Следующим покинувшим борьбу "негритенком" можно считать "ЮКОС". В настоящее время ведутся разговоры о возможности предоставления "ЮКОСом" кредита "Сибнефти" для участия в конкурсе. Похоже, что этим двум наиболее близким друг другу по бизнес-идеологии компаниям удалось договориться и разграничить интересы по данному вопросу. Не исключено, что в случае победы "Сибнефти" в аукционе лицензии "Славнефти" на восточносибирские месторождения будут проданы "ЮКОСу" – "в знак благодарности" за помощь.
Что касается еще одного потенциального участника – ТНК, здесь, похоже, тоже все уже решено. "Сибнефть" заключила договор с ТНК по реорганизации собственности в "ОНАКО" и "Оренбургнефти", что само по себе может быть расценено как серьезная уступка. Понятно, что подобные уступки не делаются бескорыстно – таким образом "Сибнефть" могла "откупиться" еще от одного потенциального конкурента.
Последний из российских "негритят" – "Сургутнефтегаз" – пока остается под вопросом. Однако эта компания так и не проявила интереса к белорусскому пакету акций "Славнефти" и, не исключено, что в самый последний момент откажется от борьбы и за основную часть акций.
Ну а китайцев с самого начала вряд ли можно было рассматривать в качестве серьезной силы в борьбе за оставшийся кусок российской "нефтянки".
Что в итоге? А в итоге наиболее вероятным новым владельцем "Славнефти" уже сейчас можно считать "Сибнефть". Участие в аукционе остальных может стать просто формальностью, создающей видимость конкурса. Подобная ситуация крайне невыгодна государству, так как из-за фактически заранее расписанных сценариев ему не удастся получить за продаваемые акции максимально возможной суммы.
Еще совсем недавно в наиболее смелых предположениях относительно продажной стоимости пакета назывались цифры $3-4 млрд. (при стартовой цене в $1,7 млрд.); сейчас речи об этом уже не идет. На днях Счетная палата выступила с рекомендацией увеличить начальную цену госпакета "Славнефти" до $2,5 млрд. Это означает, что ситуация, складывающаяся вокруг предстоящего аукциона, начинает вызывать беспокойство правительства. С одной стороны, ему крайне необходимы деньги, вырученные от продажи собственности, с другой – денег этих может оказаться гораздо меньше, чем хотелось бы.