Масхадову предлагают скидки

Читать в полной версии →
Вчера Ахмад Кадыров вновь предложил сдаться Аслану Масхадову, пообещав ходатайствовать о "смягчении приговора". В противном случае того ожидает срок "на полную катушку"

Вчера Ахмад Кадыров вновь предложил сдаться Аслану Масхадову, пообещав ходатайствовать о "смягчении приговора". Глава администрации Чечни нарисовал перед журналистами картину, которая ожидает Масхадова в противном случае: речь идет о сроке, причем "на полную катушку". При этом Кадыров заявил, что переговоров с террористами не ведет, а имеет контакты с теми, кто "хочет вернуться к мирной жизни".

Правда, такие контакты в последнее время не приносят результатов. Год с лишним назад Кадыров намекал, что через посредников вел диалог с Русланом Гелаевым и Магомедом Хамбиевым (последний в свое время был назначен Масхадовым "министром обороны Ичкерии", затем отошел от дел и был разжалован). Однако эти переговоры зашли в тупик, полевые командиры отказались сдаться в обмен на гарантии неприкосновенности. Гелаев кочевал между Чечней и Грузией, а Хамбиев снова ушел в горы, сколотив мелкую банду подрывников.

Что касается Масхадова, то 4 сентября этого года к Кадырову обратился некто, представившийся "человеком от президента Ичкерии", и попросил о встрече. Как заявил Кадыров, он отказался от "встречи ради встречи" с Масхадовым.

Месяц с лишним назад правоохранительные органы Чечни располагали информацией о том, что президент Ичкерии на время покинул территорию республики. Как сообщили "Yтру" источники в правоохранительных органах, по одной из версий, в середине октября 2002 г. Масхадов в сопровождении группы охранников появился в Шатойском районе Чечни, где провел совещание с полевыми командирами, среди которых был Доку Умаров, а затем ушел к границе с Грузией. Не исключено, что в ожидании результатов рейда бараевцев в Москву он был переправлен на одну из баз в горах Грузии. Однако эти сведения официально не смогли подтвердить ни в правительстве Чечни, ни в пограничном ведомстве России, ни в спецслужбах.

Как бы то ни было, но уже в ноябре Масхадов был замечен в селениях Аллерой и Ишхой-Юрт на границе с Дагестаном. Избежать ареста лидеру сепаратистов удалось благодаря маскировке – он переоделся в женское платье. До этого Масхадов чуть не попал в плен во время спецоперации в родовом селении Аллерой Ножай-Юртовского района летом 2001 г. Его исчезновение из плотного кольца окружения тогда выглядело очень странным. В Чечне появились слухи, что резидента Ичкерии вывезли из блокируемого села на автомобиле... администрации республики.

Ахмад Кадыров неоднократно поднимал тему наказания Масхадова и его роли в сегодняшних событиях в Чечне. Так, в июне 2000 г. в одном из интервью глава администрации республики заявил следующее: "Масхадов должен официально сложить полномочия. И это все, что от него требуется. Сказал бы: "Извините, я не справился". И ехал бы к сыну в Малайзию навсегда... У нас с Масхадовым – заочная беседа. Он ракету выпускает, я – в ответ. Лично мы не встречаемся... Он не поймет этого, даже если я попрошу о встрече. Но если он захочет встретиться, я не откажусь... У него в руках ничего нет. Басаев – сам по себе, Хаттаб – сам по себе, Масхадов – сам по себе. Деньги имеют, а власти нет".

В ноябре 2000 г. Кадыров был более категоричен. В эксклюзивном интервью "Yтру" он заявил, что Масхадова нужно расстрелять за то, что "разрушены сотни населенных пунктов, сотни тысяч людей остались без крова, а число убитых достигает десятков тысяч".

Новый призыв о сдаче из уст Кадырова последовал за фактическим признанием Кремля невозможности переговоров с Асланом Масхадовым, причастным, по данным ФСБ России, к теракту на Дубровке. Еще в апреле 2000 г. российские СМИ со ссылкой на московские источники сообщали: Масхадов готов "неожиданно" объявиться в Москве и торжественно сдаться Путину, чтобы остановить бессмысленное кровопролитие. Почетная капитуляция осталась лишь на бумаге, а президент Ичкерии продолжает скитаться по горам, имея деньги, но не имея власти. И все-таки Кремль по-прежнему считает его опасным противником, от которого еще ждут "последнего боя".

Олег ПЕТРОВСКИЙ |
Выбор читателей