Очнулся – гипс

Читать в полной версии →
Только Клод Лелюш может криминальный сюжет превратить в роскошную вариацию на вечные темы любви, предательства и разочарования, только Клод Лелюш может воплотить в жизнь вымышленную любовную интригу...

А теперь, дамы и господа (And now ladies and gentlemen)
Франция, 2002
Режиссер: Клод Лелюш
В ролях: Джереми Айронз, Патрисия Каас, Тьери Лермитт, Клаудия Кардинале


Только в фильмах Клода Лелюша могут быть такие бандиты – благородные, образованные, элегантные (на дело ходят в костюме и при галстуке, как выпускники Сорбонны), ценители искусства (грабят исключительно ювелирные магазины), одним словом – настоящие герои! Лино Вентура, Жан Янн, Жак Дютрон, а теперь вот – Джереми Айронс. И верные подруги им под стать – само очарование, воплощение французской чувственности и сексуальности. Анук Эме, Катрин Денев, а теперь вот – Патрисия Каас... И, конечно, только Клод Лелюш может криминальный сюжет превратить в роскошную вариацию на вечные темы любви, предательства и разочарования, только он может заставить мужчин совершать невероятные, безумные поступки ради возлюбленных, и только он может воплотить в жизнь вымышленную любовную интригу.

И все потому, что, когда мы говорим Клод Лелюш – подразумеваем Мужчина и Женщина. И наоборот. Но – обо всем по порядку.

По жанру последний фильм мастера "А теперь, дамы и господа" – натуральный дамский детективный роман с легким налетом экзотики и мистики. Его зовут Валентен (Джереми Айронс), он, как выразился один западный кинокритик, "pin-up-модель для думающих женщин", яппи, служащий ист-эндовской фирмы. Правда, это только на первый взгляд. На самом деле Он – профессиональный вор, сколотивший нехилое состояние на собственноручно похищенных алмазах-жемчугах. Однажды он устал, решил изменить жизнь и отправился в кругосветное плавание на яхте, оставив свою прехорошенькую подругу Франсуазу (Алессандра Мартинес) киснуть одну в Париже. Посреди открытого моря упал в обморок. Очнулся в Фесе: ослики, марокканки и провал в памяти. Там, в Марокко, среди песков и белых бурнусов, в баре на первом этаже местной гостиницы под аккомпанемент роскошного фортепиано ему томно спела обворожительная Джейн (Патрисия Каас), загадочная дама, сбежавшая в этот далекий край от своего неверного любовника. Она – брошенная женщина. Разочарованная. Вечная печаль в ее глазах... Через день они вместе попали на прием к местному доктору Лами, который прописал обоим транквилизаторы и посоветовал поменьше думать о прошлом. Она хотела просто развеяться, а он – вылечить опухоль мозга. Она пообещала просить за него могущественных африканских духов, а он поклялся вернуть назад все, что украл, если останется жив после смертельно опасной операции.

Вы не поверите, но в ночь первого свидания Джейн и Валентена в крохотном городке Фесе совершится самая скандальная и самая таинственная за всю его многовековую историю кража...

Секрет обаяния Валентена останется неразгаданным до финальных титров: игрок или шизофреник, любовник или грабитель, преступник или жертва? Сомневаться на его счет не будет только Джейн: "Он – настоящий джентльмен", – кокетливо скажет она фесскому следователю, и это станет несомненным алиби Валентена. Прежде всего для зрителей, конечно. Но, пожалуй, Валентен – самая неоднозначная и самая непонятная работа Айронса со времен "Намертво связанных" Кроненберга...

Что касается Патрисии Каас, то она как никакая другая актриса подходит на роль Джейн: поющая мадемуазель с тринадцати лет подрабатывала в ночных клубах, сначала в Саарбрюккене, в Лотарингии, потом – в "Ромовой реке", имела успех и к тридцати годам из "драной кошки" превратилась в настоящую femme fatale.

Фактически в "Дамах и господах..." она играет саму себя: "Клод сказал, что в моих глазах он видит настоящую печаль и этого ему достаточно", – заявила певица прошлым летом каннским журналистам. Каннских журналистов, впрочем, на тот момент гораздо сильнее интересовали подробности личных взаимоотношений Каас и Айронса, их двусмысленные фотосъемки для рекламы фильма, их совместные дефиле по набережной Круазетт, их страстный поцелуй у дверей заведения в лондонском Сохо...

Сейчас создается впечатление, что милая интрижка была срежиссирована самим Лелюшем, который хотел рекламы, раскрутки, болтовни. На счастье, "А теперь, дамы и господа" и без таблоидной трескотни роскошный фильм: что ни кадр – то живописное произведение, что ни аккорд – то узнаваемые с первых нот романтические мелодии Мишеля Леграна и клубные хиты 80-х: If you go away, Yesterday, When I was Young... "Аудиовариант" картины – альбом-саундтрек Патриции Каас Piano Bar by Patricia Kaas – новогодний бестселлер во Франции: четырнадцать песен в стиле норд-соул с трогательными и эмоциональными текстами, в которых говорится об утраченной любви и разбитом сердце и в то же время просвечивает надежда, улыбка сквозь слезы...

Смотрите с 19 декабря только в кинотеатре "35ММ".

Елена ГНЕДОВСКАЯ |
Выбор читателей