Германские моджахеды копят силы для удара

Читать в полной версии →
В Берлине признают, что на территории ФРГ существует крупнейшая в Западной Европе разветвленная сеть экстремистских групп, которые тесно связаны с радикальными мусульманскими организациями

Спецслужбы Германии начали активно "разрабатывать" многочисленные исламские организации после 11 сентября 2001 года. Тогда по горячим следам полиция арестовала нескольких экстремистов, готовивших теракты и связанных, как утверждали СМИ, с "Аль-Каэдой"; а в правоохранительных органах заговорили о подпольных террористических структурах, действующих практически во всех землях Германии.

Но выводы берлинских аналитиков год спустя остаются неутешительными. Если в 80-90-е годы прошлого столетия Германия лишь констатировала наплыв гастарбайтеров из мусульманских стран, главным образом из Турции, то сегодня в Берлине признают, что на территории ФРГ существует крупнейшая в Западной Европе разветвленная сеть экстремистских групп, которые тесно связаны с радикальными мусульманскими организациями Ближнего Востока и Центральной Азии. Всего, по сведениям правоохранительных органов, в стране 65 таких групп и группировок, в которых состоит около 60 тыс. человек. Практически каждая из этих групп, действующих автономно, имеет свое печатное издание, организационную структуру, финансовые счета, оформленные, как правило, на подставные лица, а главное – людской резерв.

Современный германский экстремизм зиждется на трех китах: антисемитизме, национализме (нацизме) и радикальном исламизме. По мнению аналитиков немецких спецслужб, наибольшую опасность представляют "Аль Джихад аль-Исламий", "Джамаа исламийя", "Аль-Гамаа аль-Исламийя", Исламское движение талебов, "Ансар аль-Ислам", "Исламская армия Адена и Абьяна". Каждая их этих организаций имеет собственные задачи, но их общая деятельность связана с "Аль-Каэдой" и координируется некими центрами. Немецкие спецслужбы, в том числе Федеральная служба разведки (BND), заняты поиском и локализацией мозгового центра террористических структур в Европе. Кроме Германии, "прописка" эмиссаров Усамы бен Ладена вероятна в Италии, Франции, Испании, Голландии и балканских республиках.

Германия получила большую головную боль в виде полулегальных исламских радикалов не в одночасье. Еще несколько десятилетий назад здесь был создан режим максимального благоприятствования мигрантам из Турции и других мусульманских государств. Во время и после конфликтов в странах Восточной Европы немцы столкнулись с волной беженцев из Боснии и Герцеговины, Албании и Македонии. В последние годы пальму первенства по количеству желающих попасть и обосноваться в Германии держат косовские албанцы и выходцы из Чечни.

По мнению ряда обозревателей, количественному и качественному росту экстремистских организаций в Германии способствовало фактическое бездействие властей. Здесь формировались различные "правительства в изгнании", в большом количестве создавались исламские центры и общества, открывались банковские счета организаций экстремистского толка. Именно территория Германии активно использовалась как место для лечения и отдыха боевиков, вербовки и отправки их сторонников в районы боевых действий. Так, в дорогостоящих германских клиниках после кампании 1994-1996 гг. на Северном Кавказе проходили лечение раненые чеченские полевые командиры.

Сегодня среди беженцев, осевших в Германии, находятся те, кто совершал преступления и скрывается от правосудия. В ноябре этого года в СМИ появилась информация об осевшей в Германии чеченке Субар Магомедовой, которая, по ее собственным словам, была снайпером и убила четырех российских солдат. Эти откровения стали неожиданными для немецких властей. На обращение российского посла в Берлине статс-секретарь германского МИДа обещал разобраться, каким образом Магомедова получила статус "беженца". Однако прокуратура Германии никаких мер в отношении снайперши не предприняла..

Чеченские боевики в Германии по-прежнему воспринимаются многими как "борцы за независимость". Численность чеченцев в ФРГ за последние два года выросла в два раза и превысила 2 тысячи человек. В начале ноября появилась оперативная информация о том, что у организаторов захвата Театрального центра в Москве были сообщники в Германии. Официальный Берлин заявил тогда, что намерен препятствовать силам, поддерживающим террористов. Однако практические действия правоохранительных органов свелись лишь к ограничению деятельности нескольких прочеченских интернет-сайтов. Еще раньше, после публикаций в "Шпигеле", здесь был закрыт сайт "Чеченский джихад", активно вербовавший мусульман для участия в боевых действиях на стороне талибов* и Басаева.

На фоне этого в Германии продолжается кампания против "нарушений прав человека" в Чечне, главную роль в которой играют партия "зеленых" во главе с главой МИДа Йошкой Фишером, Общество в защиту угнетенных народов и Германо-кавказского общество.

Сегодня ФРГ пытается использовать исламский фактор для усиления собственного влияния на Балканах, Кавказе и в Центральной Азии. Однако всё чаще звучат серьезные опасения, что исламский фактор может ударить бумерангом по самой Германии. Ведь в случае давления спецслужб на экстремистские организации последние могут устроить волну терактов или прибегнуть к иным методам, дестабилизирующим обстановку в стране.


* Организация запрещена на территории РФ

Андрей ЮРЬЕВ |
Выбор читателей