400 человек стошнило от "Престижа"

Читать в полной версии →
Около 400 человек пострадали при уборке нефтепродуктов из танкера Prestige с берегов Галисии. Сейчас специальная комиссия решает, как прекратить утечку нефти из затонувшего судна

Около 400 человек пострадали при уборке нефтепродуктов из танкера Prestige с берегов Галисии. Сейчас специальная комиссия решает, как прекратить утечку нефти из затонувшего судна. Специалисты предлагают временно закупорить пробоины, а затем откачать нефть. Однако эта операция будет очень сложной и дорогой.

Экологическая катастрофа начинает отражаться на здоровье людей. Сайт Министерства здравоохранения Испании сообщает, что больше половины пострадавших (252 человека) - добровольцы, участвующие в уборке побережья. Основные симптомы заболевания, выявленного у них, - раздражение дыхательных путей (20% обратившихся) и глаз (17%), затруднение дыхания (15%), тошнота и потеря сознания.

Специальная комиссия, которая должна решить, как же бороться с утечкой нефти из затонувшего танкера, пока предлагает создать временные препятствия на пути топлива. "Это бомба замедленного действия, и лучшим решением было бы как-нибудь откачать из танкера нефть. Мы хотим запечатать Prestige и таким образом выиграть время, создать стабильную ситуацию, которая останется таковой в течение года или, хотя бы, нескольких месяцев. Это позволит нам выбрать наилучшую методику решения проблемы", - заявил Амильо Лора-Тамайо, глава чрезвычайной комиссии.

Для начала планируется еще раз обследовать танкер с помощью небольшой субмарины Nautile, а затем попытаться заделать пробоины в корпусе затонувшего судна. С помощью этой подлодки одну из дыр (диаметром около 30 см) в танкере уже накрыли листом из алюминия и положили сверху два мешка со стальными шариками по 25 кг веса в каждом. Шесть более мелких дыр специалисты засыпали стальными шариками, используемыми субмариной в качестве балласта (их требуется тонна для каждого погружения подлодки, и они есть в избытке).

В ближайшее время пробоины размером метр на метр будут закрыты кусками каучуковой ткани, а сверху их накроет специально изготовленный стальной колокол. Вентиляционные шахты танкера также будут закрыты тканью. Пока окончательно не определен метод решения проблемы, предлагаются следующие варианты: выпустить всю нефть и собрать ее уже на поверхности; построить саркофаг из песка и цемента, который полностью закроет танкер; выкачать нефть прямо из резервуаров или же построить специальный колокол, через который потом откачать нефть.

Так или иначе, это будет очень дорогая операция, притом первая в своем роде - танкер лежит на глубине порядка двух километров. Для сравнения: откачка нефти из танкера Erika, затонувшего рядом с Францией в 1999 г. на глубине в 120 м, обошлась примерно в € 75 миллионов.

Пока комиссия решает, как спасать побережье Испании, несколько тысяч человек, не согласных с пассивностью правительства, провели манифестацию в центре Мадрида в знак солидарности с жителями Галиссии. Некоторые демонстранты несли с собой символические черные мусорные урны. Главным требованием протестующих была отставка чиновников, ответственных за катастрофу. Среди них назывались испанские министры транспорта и окружающей среды, глава правительства Галиссии и комиссар по транспорту Евросоюза.

Между тем, международная природозащитная организация Greenpeace подвергла критике представленный Европейской комиссией в начале декабря "черный список" судов, которым будет запрещено ходить в европейских территориальных водах. Как заявил в интервью немецкому еженедельнику SPIEGEL эксперт Greenpeace по вопросам судоходства Кристиан Бусау, этот список, опубликованный в связи с необходимостью принять меры против не отвечающих требованиям безопасности нефтетанкеров, не стоит даже той бумаги, на которой он напечатан.

Из 66 внесенных в список судов только 8 - нефтетанкеры, причем 6 из них настолько малы, что они не включены в запрет на танкеры с одинарным корпусом, который вступит в силу в 2015 году. В результате, остается только два танкера, один из которых, по данным Кристиана Бусау, был еще в сентябре отправлен из Бомбея в Коломбо на металлолом. При этом в "черный список" не внесен танкер "Экспресс" - близнец танкера "Престиж".


Лариса ЗАГОРСКАЯ |
Выбор читателей