Живые заново хоронят своих мертвецов

Читать в полной версии →
Боснийские и хорватские события продолжают напоминать о себе и поныне. В ноябре этого года из безымянных могил одного из кладбищ на севере Сербии следователи и судебно-медицинские эксперты извлекли 33 неопознанных трупа

Еще восемь жертв межэтнического конфликта в Косово перестали считаться пропавшими без вести. По сообщению представителя пресс-центра миссии ООН в Косово Андреа Анджели, останки восьми албанцев несколько дней назад были доставлены в край из Сербии и переданы семьям погибших для погребения в соответствии с местными обычаями.

Родственникам удалось отыскать своих близких благодаря специальной "выставке", проведенной по инициативе отдела по розыску без вести пропавших лиц. Эта структура функционирует в штате международной полиции ООН в Косово. На "выставке" были представлены личные вещи, а также предметы одежды, собранные и занесенные в специальную базу данных после исследования эксгумированных трупов.

Восемь тел, которые недавно удалось идентифицировать, были обнаружены в массовом захоронении около деревни Петрово Село, расположенной на территории Сербии в 200 км к востоку от Белграда. Всего из безымянной могилы было извлечено 72 трупа.

По словам Андреа Анджели, массовое захоронение в Петровом Селе имеет следующую историю. 24 марта 1999 года, через четыре дня после начала бомбовых ударов НАТО по Югославии, в косовской деревне Избица члены одного из сербских вооруженных формирований расстреляли около 140 албанцев. Общее количество проживающих в Избице людей в то время не превышало 500 человек.

Позже односельчане похоронили расстрелянных на деревенском кладбище в братской могиле. Однако вскоре на место казни приехали сотрудники сербской полиции, которые откопали тела и увезли их в неизвестном направлении. Как потом было установлено следствием, жертвы расстрела в Избице были перезахоронены в нескольких местах на территории Сербии. Очевидно, это было сделано с целью сокрытия следов совершенного преступления.

Известно, что расстрел в Избице в числе прочих военных преступлений вменяется в вину бывшему президенту Югославии Слободану Милошевичу, которого судят в Гааге. Кроме случаев геноцида в Косово, ему также ставятся в вину преступления против человечности, которые имели место на территории Хорватии и Боснии – там размах боевых действий и количество жертв намного превосходили масштабы межэтнического конфликта в Косово.

Боснийские и хорватские события продолжают напоминать о себе и поныне. В ноябре этого года из безымянных могил одного из кладбищ на севере Сербии (в районе города Сабач) следователи и судебно-медицинские эксперты извлекли 33 неопознанных трупа. Тела были эксгумированы с целью проведения ДНК-экспертизы, которая, возможно, поможет установить личности хоть кого-то из погибших. Согласно заявлению представителей сербской полиции, эти люди были убиты в Боснии и Хорватии в начале – середине девяностых годов. Около десяти лет назад местным жителям часто приходилось вылавливать трупы из рек Сава и Дрина, отделяющих Сербию от Боснии и Хорватии. Никаких мероприятий по идентификации тел тогда не проводилось. Несчастных просто предавали земле.

Сегодня различные международные организации финансируют проведение дорогостоящих экспертиз, созданы специализированные розыскные подразделения полиции, однако количество пропавших без вести в результате балканских войн последнего десятилетия по-прежнему остается весьма внушительным. По экспертным оценкам, только в Косово в течение 1998-99 гг. погибло и пропало без следа около 10.000 человек (сербов и албанцев).

Справедливости ради необходимо отметить, что жертвами массовых экзекуций на территории Косова становились и местные жители из числа этнических сербов. "Борцы за свободу Косова" – албанские боевики из УЧК (Армия освобождения Косова) по большей части предпочитали "воевать" с беззащитными сербскими крестьянами, а не с регулярными частями югославской армии.

Однако преступления против человечности, совершенные албанскими "освободителями Косова", прокуроры ООН почему-то расследуют не очень-то рьяно. Правда, за последние месяцы в столице Косова Приштине международная полиция задержала нескольких бывших учекистов, которым были предъявлены обвинения в совершении военных преступлений. По признанию самих следователей, задержанные – в общем-то, мелкая сошка. Однако официальные лица миссии ООН в Косово преподносят этот арест как яркое свидетельство соблюдения принципа правосудия для всех. Хотя если бы этот принцип соблюдался в полной мере, на скамье подсудимых в Гааге рядом с Милошевичем уже давно нашлось бы место и кое-кому из руководителей УЧК, отдававших приказы о массовых расправах над сербами.

Игорь ВЛАДИМИРОВ |
Выбор читателей