В новый год, к новым войнам...

Читать в полной версии →
В наступающем году мы, по всей видимости, станем свидетелями грандиозных баталий не только в пустыне, но и на мировом рынке нефти. Главное во всех передрягах в наступающий год Козы – не оказаться в роли козла отпущения

В большой политике не существует праздников. Новый 2003 год наступает в тревожном ожидании новой войны. США и Великобритания не реагируют на миролюбивые призывы мировой общественности и продолжают концентрировать вооруженные силы у границ Ирака. Кажется, им уже не важно, чем закончится инспектирование Ирака миссией ООН. Не смущает американцев и Северная Корея с ее ядерной программой: США готовы воевать хоть на два фронта сразу. Министр обороны США Дональд Рамсфелд недавно заявил, что Вашингтон "способен одержать убедительную победу" в Ираке и "быстро нанести поражение" Северной Корее, так что Пхеньяну не стоит ободряться тем фактом, что Вашингтон сейчас "слишком занят иракским вопросом".

И действительно: если в отношении КНДР дело пока ограничивается запугиванием, то Ираком США занялись со всей серьезностью. По всей видимости, военное вторжение начнется уже в январе-феврале. Какие расклады могут возникнуть в этой связи в мировой экономике? Прежде всего, что будет с ценами на нефть?

Да в общем, ничего хорошего. Тревожные симптомы есть уже сейчас. Международное энергетическое агентство (IEA) предупредило об угрозе возникновения в ближайшие недели нехватки нефти на мировом рынке. Причина этого, правда, не только в ситуации вокруг Ирака, но и в затянувшейся забастовке нефтяников Венесуэлы. Нефтяные контракты на февраль по нефти марки WTI на прошлой неделе заключались на Нью-йоркской бирже NYMEX по цене свыше $32 за баррель. На Международной нефтяной бирже в Лондоне (IPE) баррель Brent приближается к отметке 30 долларов. Цена российской нефти Urals перевалила за $30. Таким образом, нынешние цены являются максимальными с января 2001 года, а за прошедший год нефть подорожала на 60%.

Но всё это еще цветочки. Военное вторжение в Ирак подстегнет цены на "черное золото" как минимум на 25%, поскольку эта страна располагает вторыми по величине запасами нефти в мире. Не то чтобы война как-то угрожала этим запасам, просто рынок как всегда запаникует. А уж если "блицкриг" в отношении режима Хусейна не удастся и война примет затяжной характер, то, согласно самым пессимистическим прогнозам, за баррель нефти в будущем году будут давать до $60 (во время скоротечной "Бури в пустыне-1" цена поднималась до $40 за баррель). Разумеется, такое положение вещей будет продолжаться недолго, но и этого будет достаточно, чтобы еще глубже окунуть в рецессию всю мировую экономику.

Военные приготовления США и забастовка в Венесуэле уже подвигли международную консалтинговую компанию Goldman Sachs пересмотреть прогноз динамики цен на нефть в 2003 году. Если ранее предсказывалось, что к концу следующего года баррель будет стоить $20, то теперь его переоценили без малого в $30. Однако и этот прогноз сделан с определенными оговорками – в частности, он подразумевает, что Ирак будет по-прежнему экспортировать 2,3-2,4 млн. баррелей в сутки. Излишне говорить, что если война будет не слишком молниеносной, то Саддам сумеет разрушить иракские нефтепромыслы, да еще, пожалуй, до Кувейта дотянется. В этом случае об экспорте нефти из Ирака и его злополучного маленького соседа придется на какое-то время забыть вовсе.

Трагизм ситуации заключается в том, что ОПЕК не сможет стабилизировать ситуацию на рынке в случае затяжной войны и, тем более, вовлечении в нее Кувейта. Картель (без Кувейта) в настоящее время может в экстренном порядке увеличить поставки нефти на 2,7 млн. баррелей в сутки, а Ирак и Кувейт экспортируют суммарно около 4 млн. б/с. Таким образом, "Буря в пустыне-2" может привести к нефтяному дефициту в мире. Прибавьте сюда общую дестабилизацию в нефтеносном арабском регионе и панику на рынке... В результате всего этого, по мнению экспертов IEA, цены на нефть способны достичь уровня, "невиданного за последние 20 лет". Невысокого мнения о стабилизирующих возможностях ОПЕК придерживается и The Wall Street Journal. Да и сам нефтяной картель не склонен переоценивать свои силы и возможности: "Давайте помнить о том, что добыча ОПЕК имеет пределы", – заявил председатель конференции стран ОПЕК Рилвану Лукман.

Впрочем, дело, очевидно, не столько в невозможности, сколько в нежелании ОПЕК вывозить на себе дрова, которые обильно наломают воинствующие потребители нефти. Ведь картель на 4/5 состоит из арабских стран, для которых Ирак пусть буйный, но все-таки брат. А вот США – пусть и важнейший деловой партнер, но зато идейный и цивилизационный противник. Да, Саудовская Аравия исправно снабжала нефтью американские военные корабли во все времена, даже когда эти корабли воевали с братьями-арабами. Но теперь ситуация иная. Во-первых, Вашингтон максимально приблизил своего верного поставщика к "оси зла" и неоднократно выдвигал против Эр-Рияда серьезные обвинения в пособничестве мировому терроризму. А это обидно и оскорбительно (даже если и правда). Во-вторых – и это, может быть, главный аргумент, – речь идет о войне за Ирак – страну, получив контроль над которой, США смогут если не диктовать, то, по крайней мере, значительно влиять на нефтяной рынок и ценообразование на нем. А это для саудитов равносильно потере главного козыря в "диалоге цивилизаций". Так что стабилизировать рынок арабам нет никакого резона, и Западу, очевидно, придется сполна вкусить все военные и послевоенные нефтяные катаклизмы.

На что же рассчитывают США и иже с ними, готовясь к войне с "мировым нефтяным резервуаром №2"? Во-первых, конечно же, на свою военную и психологическую мощь, которой, по их мнению, Ирак долго противостоять не сможет. А кроме того, на других поставщиков нефти.

Штаты делают серьезную ставку на нефть Каспийского региона. Здесь партнером №1 на период военных действий станет Казахстан. От него получено обещание не снижать объемов добычи и экспорта нефти в течение 90 дней с начала военной кампании против Ирака. В ответ США дали обещание во что бы то ни стало покупать эту нефть у Казахстана. Конечно, Казахстан в смысле возможностей экспорта нефти – далеко не Ирак и даже не Кувейт: 0,7-0,8 млн. баррелей в сутки, не более того. Но зато он (и в целом Каспийский регион) представляет собой важное психологическое подкрепление, которое в решающий момент может ослабить панику на рынке. Примерно такая же роль отводится и России. В нынешней геополитической партии ее задача – всерьез развернуть конкуренцию с главными силами ОПЕК, т.е. с самой Саудовской Аравией. Это соперничество уже началось: Эр-Рияд действует наступательно на западноевропейских рынках, а Россия собирается прокладывать трубу из Западной Сибири на Кольский полуостров и там строить мощный нефтяной терминал с прицелом на рынок США...

Таким образом, в наступающем году мы, по всей видимости, станем свидетелями грандиозных баталий не только в пустыне, но и на мировом рынке нефти. Перспективы не самые радостные, конечно. Но главное во всех этих передрягах в наступающий год Козы – не оказаться в роли козла отпущения.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей