Нессылаемый Саддам

Читать в полной версии →
Прибежищем для Саддама и членов его семьи готовы стать многие государства Ближнего Востока. Неизвестна самая малость: готов ли иракский лидер уйти в добровольную отставку?

Смогут ли лидеры арабских государств убедить Саддама Хусейна покинуть Ирак прежде, чем начнется вторая война в Заливе? Сегодня этим вопросом задаются и в Европе, и в США, и, конечно, на Ближнем Востоке. Прибежищем для Саддама и членов его семьи готовы стать многие государства этого региона. Неизвестна самая малость: готов ли иракский лидер уйти в добровольную отставку?

Один из бывших пресс-секретарей Хусейна, бежавший из страны в 1991 году Сабах Салман (Sabah Salman) уверен, что его прежний шеф никогда добровольно от власти не откажется. Он вспоминает, как в 1982 году один из иракских министров отважился посоветовать Саддаму хотя бы "из тактических соображений" наладить диалог с представителями воюющего с Ираком Ирана, проявлявшего к тому времени готовность к миру. Прямо во время заседания правительства этот министр был выведен в соседнюю комнату – и застрелен. "Саддам припас в своем пистолете последний патрон для себя", – говорит Салман, намекая на тот единственный путь, которым пойдет иракский диктатор перед лицом неминуемой потери власти.

Однако есть и те, кто считает иначе. Многие на Ближнем Востоке полагают: всё дело в том, что именно будет предложено Хусейну в обмен на его готовность своевременно и без осложнений покинуть Ирак. Возможно, говорят они, что гарантии безопасности, предоставленные семье Саддама и членам его ближайшего окружения, станут достаточными условиями для мирного исхода конфликта. Такие гарантии готовы дать не только отдельные страны, но даже все арабские государства сообща. Возможное предоставление Хусейну статуса политического эмигранта уже обсуждалось на заседании Лиги арабских государств. Более того: Лига готова в экстренном порядке собраться, как только этот вопрос станет актуальным.

Арабские дипломаты предпочитают не распространяться насчет того, какие и с кем проходят консультации на эту тему. Несмотря на то, что чаще всего местом возможной ссылки называют Египет и Ливию, Саддама могут приютить и Куба и Северная Корея. В августе уходящего года министр иностранных дел Катара Шейх Хамад бин Яссим аль-Тани вел в Багдаде переговоры, которые, как поговаривали, имели прямое отношение к возможному сценарию с добровольной ссылкой Саддама. Понятное дело, никто это так и не прокомментировал, но слухи на Востоке подчас бывают достоверней новостей.

По тому, как именно развивается ситуация в регионе, сегодня трудно представить, чтобы Хусейн предпринял нечто подобное тому, что от него требуют другие арабские лидеры, страшно напуганные перспективой попасть в жернова нового ближневосточного кризиса. Нельзя забывать, что Хусейн питает мало любви к этим арабским лидерам, по его мнению "предавших" его в 1991 году. Человек крайностей, иракский лидер вполне способен на шаги, влекущие за собой не только его собственную гибель, но и коллапс всего нефтяного мирка Ближнего Востока. Тем более что в геополитических наметках США сам по себе Ирак – не самоцель. Самоцель – взятие под свой контроль арабского нефтяного резервуара как такового, а это означает, что после Ирака будут и другие объекты для "подозрений".

Александр АГАМОВ |
Выбор читателей