Независимый депутат Госдумы Сергей Юшенков:
2002 год, если посмотреть на цифры его написания, по известному выражению правозащитника Михаила Молоствова напоминает "тяни – толкай". Он, с одной стороны, был достаточно стабильным, потому что стабильно высокими были цены на нефть и это позволяло обеспечивать удовлетворение столь низких стандартов жизни. А с другой стороны, никаких стимулов для развития бизнеса наша экономика так и не получила. Казалось бы, законы о подоходном налоге и другие должны были дать достаточно стимулов для развития отечественного производства. Но, увы, не дали, потому что нет комплексного подхода в создании стимулов для развития производства, и бизнес в известной степени даже сворачивался, особенно в средней и малой сфере.
Этот год дал целый букет преступлений в армии, побегов солдат из частей. Пожалуй, не было такого года в истории нашей страны, в течение которого наблюдалось такое массовое бегство солдат из армии. Это свидетельство глубочайшего кризиса, в котором находятся Вооруженные Силы, и давно назрела военная реформа, о необходимости которой все говорят, но мало кто что делает.
Конечно, этот год все запомнят прежде всего по теракту на Дубровке. И название такое суровое – "Норд-Ост". Такое впечатление, что наша страна ориентируется даже не на Запад, а на северо-восток, хотя романтическая книга Каверина "Два капитана" провозглашает вполне вечные ценности. Я, как и многие люди моего поколения, зачитывался этой книгой, мечтал быть похожим на ее героев. Но как-то случилось, что литературное произведение теперь символизирует современные угрозы, предотвращать которые страна еще не научилась. "Норд-Ост" отчетливо показал, что если в стране не будет создана система гражданского контроля за деятельностью спецслужб, то в конечном итоге мы все потеряем и безопасность, и свободу.
Заместитель руководителя думской фракции СПС Борис Надеждин:
В этом году много чего произошло. Из трагических событий это, конечно, "Норд-Ост", хотя не надо забывать, что до этого были и Кизляр, и Буденновск. Если говорить о плохом, то это стихийное бедствие на юге России. Но было и много хорошего – например, экономика в стране выросла на 4%, пенсию прибавили, зарплату врачам обещают прибавить. Наконец-то начали военную реформу. В 2002 году в Думе произошли перемены, благодаря которым Кремлю и правым стало легче проводить свои законы. Кремлю – потому что исчезли очаги сопротивления, которые были по Земельному и Трудовому кодексам, а правым – потому что мы взяли Комитет по экономической политике и предпринимательству и Комитет по труду и социальной политике. До этого коммунисты во главе комитетов если и не могли остановить законы, то могли затягивать их рассмотрение. А вот в Комитете по госстроительству полная шизофрения: при коммунисте Анатолии Лукьянове было намного проще работать, чем теперь при Валерии Гребенникове из ОВР.
Лидер "Демократического союза" Валерия Новодворская:
В этом году ничего хорошего не произошло, как всегда. Война с прессой, обрезание журналистов. Россиянам на елку повесить нечего.
Писательница Мария Арбатова:
Самым печально ярким событием года для меня оказался захват "Норд-Оста". Что касается личных потерь, то это развод со вторым мужем и провал "Трансконтинентального автопробега" из Москвы в Красноярск по причине необязательности руководства "ВАЗа". Что касается достижений, то это выход автобиографического двухтомника "Прощание с ХХ веком" и начало отношений с третьим мужем.
Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов (фракция "Яблоко"):
Мой сын окончил школу. Еще – выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. С точки зрения партии "Яблоко", мы сохранили всех наших депутатов и даже увеличили представительство, но выборы проходили с огромным количеством нарушений закона, вызывающих, грубых, демонстративных и циничных, и до сих пор эти нарушения остаются безнаказанными.
Секретарь Союза журналистов России, автор закона о СМИ Михаил Федотов:
Для меня наиболее важным событием года стал выход моей книги "Право массовой информации в Российской Федерации". К сожалению, очень мало экземпляров напечатано.
Депутат фракции КПРФ в Госдуме Василий Шандыбин:
Самый плохой для меня был день в году, когда я проводил в Государственной думе закон о национализации, чтобы национализировать нефтяной бизнес, который должен полностью быть в руках государства. Добыча нефти и другие крупные промышленные объекты – авиация, морское пароходство – все должно быть в руках государства. Какой был самый радостный день в ушедшем году – я такого дня не помню.
Представитель Москвы в Совете Федерации Владимир Плотников:
События были и хорошие и плохие. Из плохих я бы выделил, конечно, теракт на Дубровке, потому что он очень сильно отразился на жизни общества. Если говорить о положительных событиях, то не было такой ситуации, чтобы в какой-то день случилось что-то такое, что перевернуло всю нашу жизнь в хорошую сторону. Но был медленный стабильный рост экономики, рост промышленности – это, безусловно, положительное явление.
Независимый депутат Госдумы Николай Гончар:
Для меня самое важное событие – это изменение законодательства по малому предпринимательству и отмена единого социального налога. Если бы этого не произошло, мы бы малое предпринимательство погубили окончательно. Не произошло резкого падения цены на нефть, не началась война в Ираке. Представляете, как это для нас важно! Это позитив. Негативное событие, самое тяжелое, – это теракт на Дубровке.
Зампредседателя думского Комитета по обороне Алексей Арбатов ("Яблоко"):
Главное событие 2002 года – это, конечно, "Норд-Ост". Помимо человеческого измерения всей этой трагедии, всей ситуации, совершенно сюрреалистической, здесь, как в капле воды, отразилось всё: и наша политика, и наша армия, и наша правоохранительная система, и наши ценности государственные, и то, как мы относимся к человеческой жизни, и проблемы войны в Чечне. Это как микрокосмос, в котором всё это нашло отражение – печальное, трагическое, во многом очень негативное.
Лидер думской фракции ОВР Вячеслав Володин:
2002 год – это год ключевых реформ: реформа жилищно-коммунального хозяйства, реформа Министерства путей сообщения, реформа электроэнергетики, военная реформа, принятие бюджета на 2003 год.
2003 год – год тяжелейший; год, когда выходят из строя основные средства; год, когда изнашиваются самолеты, троллейбусы, станки. Центристы в Думе сделали все возможное, чтобы бюджет был сбалансированным и одновременно люди получили надбавку к зарплате. Более того, две программы, о которых мы мечтали, избираясь в Государственную думу, наконец-то будут реализованы: это программа по отселению граждан из ветхого и аварийного жилья и программа строительства жилья для молодых семей.
Депутат фракции ОВР Маргарита Баржанова:
2003 год будет для журналистов денежный, а для депутатов сложный: выборы – вот журналисты на депутатах и отыграются.
Председатель думского комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик (ОВР):
Армянское радио говорит, что мы будем жить в 2003 году хуже, чем в 2002, но лучше, чем в 2004.
Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков:
2002 год был одним из лучших по законодательным заделам, и на 101-м пленарном заседании, последнем заседании 2002 года, их принял Совет Федерации: закон о выборах президента и уникальной системе "Выборы". Наша следующая встреча через год обязательно состоится, и мы обсудим, получилось или не получилось. Есть ощущение, что не так все плохо... Мы с вами будем проводить еще не одни выборы. То, что мы будем в течение суток публиковать все данные избирательных участков, – к этому не готова ни одна страна мира, а мы готовы. Кстати, 25-26 марта я сам буду баллотироваться на следующий срок в ЦИК.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, профессор Виктор Шейнис:
Самое страшное, что произошло в 2002 году, – события на Дубровке. Наше общество – и журналисты в частности, и общество в целом – начинают забывать об этом, а это событие знаковое. То, что в жизнь современных обществ входит такая вещь как облегченная форма террора, что было подтверждено событиями со взрывом Дома правительства в Грозном, говорит, что нам теперь придется жить с этим. Это очень опасно и очень страшно.
Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов отмечает среди событий 2002 года снижение темпов прироста экономики со снижением промышленного производства при общем росте за счет экспортно-ориентированных отраслей. При этом Илларионов не видит проблем с наполнением стабилизационного фонда (финансового резерва), размер которого на начало года после продажи 75%-ного пакета акций "Славнефти" может достичь 250 млрд. руб. Андрей Илларионов считает мифом, что в предвыборном году невозможен экономический рост.
Независимый депутат Виктор Похмелкин, майор милиции, в обращении к журналистам:
Следующий год будет интересным, это мы вам обещаем.