В этом году нас затопят, заморозят и взорвут

Читать в полной версии →
Слухами о вселенском потопе и о конце света нас пугают уже довольно давно. О знаменитой "проблеме 2003 года" сказано тоже немало. Копий вокруг нее сломано предостаточно, однако окончательной ясности так и нет

Слухами о вселенском потопе и о конце света нас пугают уже довольно давно. О знаменитой "проблеме 2003 года" сказано тоже немало. Копий вокруг нее сломано предостаточно, однако окончательной ясности так и нет. Собственно, насколько реальны все те кошмары, которыми нам грозят, вероятно, лучше всех знают специалисты из МЧС. Недавно опубликованный прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2003 г. вселяет мало оптимизма.

В наступившем году природа не собирается нас щадить. Удручает тот факт, что опасные природные процессы как источник чрезвычайных ситуаций очень сложно спрогнозировать заблаговременно. Образно говоря, можно успеть крикнуть: "Спасайся, кто может!" за считанные минуты до катастрофы. Тем не менее, общие тенденции ясны. То, что в последние годы климат на территории России потеплел, ни для кого не секрет. Особенно четко такая тенденция прослеживается в азиатской части. Здесь останется повышенная опасность засух и лесных пожаров летом, а зимой - периодов свирепых морозов ниже минус 30 градусов.

Кроме всего прочего, в последние годы уменьшились периоды изменений погоды: если раньше погода менялась в течение недели, теперь на это уходит всего 2–3 дня, что еще больше затрудняет прогнозирование. То есть крикнуть "караул" заблаговременно будет еще труднее.

Что касается угрозы наводнений, то в Российской Федерации насчитывается более 500 городов и десятки тысяч других населенных пунктов, которые с большой долей вероятности могут быть затоплены. Наиболее опасны весенние половодья и наводнения, вызванные летними дождями. Год от года они становятся все разрушительней. 2003 г. не станет исключением. Кстати, зачастую в наводнениях повинны водохозяйственные комплексы регионов. Нарастающий износ оборудования повышает опасность.

Плохо дело и с предупреждением пожаров. Специалисты из МЧС признают, что не хватает средств для обнаружения очагов возгорания. Но это не только российская беда. Как показывает мировой опыт, эффективное прогнозирование возможно только не более чем на 5 дней вперед, но достоверность даже таких краткосрочных прогнозов не превышает 50%.

Но с природой в принципе все и так понятно, в последние годы она стала все более непредсказуема. Гораздо большую тревогу вызывает опасность техногенных катастроф. Ведь их пик "назначен" как раз на 2003 год. Основными причинами техногенных аварий, как считают специалисты, будут несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами взрывопредупреждения, локализации выбросов в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных продуктов, а также недостаточный надзор за состоянием оборудования и трубопроводов, пожарной безопасности в зданиях жилищно-бытового и социально-культурного назначения.

Что касается железных дорог, то здесь все более-менее благополучно, если можно считать нормальным, что аварийность поездов не превысит уровень 2002 года. Вагоны и локомотивы по-прежнему сильно изношены. Это и есть причина всех несчастий.

Про самолеты и говорить нечего. В 2002 г. ситуация с аварийностью авиатранспорта продолжала ухудшаться. Существенного снижения аварийности не прогнозируется.

В прошлом году не произошло и снижения количества автомобильных аварий, на высоком уровне продолжала оставаться тяжесть последствий ДТП – 14 человек погибших на 100 пострадавших (для сравнения: в ряде западных стран этот показатель не превышает 5 погибших на 100 пострадавших). Такое положение дел связано с резко возросшим количеством автомобильного транспорта. Короче, как всегда, во всем винят водителей. Наверное, и не зря.

Что касается водного транспорта, то о каком улучшении дел может идти речь, когда до 60% судов от общего состава транспортного флота отработали свой нормативный срок и подлежат списанию? Средний возраст судов превышает 20 лет.

Но бедой из бед в МЧС считают проблему аварийного жилья, а также взрывы и пожары в жилых домах. В прошлом году их стало больше, и положение может только ухудшиться.

Еще одна неприятность: нас по-прежнему будут морозить. Как правило, все возникшие в осенне-зимний период в субъектах Российской Федерации чрезвычайные ситуации, связанные с возникновением перебоев в энергообеспечении, были обусловлены авариями, возникшими на теплоэнергетических системах и инженерных сетях жилищно-коммунального хозяйства. В результате были нарушены нормальные условия жизнеобеспечения сотен тысяч людей. Чтобы улучшить ситуацию, были предприняты титанические усилия, но вероятно, что в этом году ситуацию переломить не удастся…

Остается только крепиться и надеяться, что нас на сей раз пронесет…

Петр ЛЯХОВ |
Выбор читателей