Удачный оборот дела натолкнул сэра Генри на мысль, что на этом можно разжиться. В 1843 г. с оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров. Продавали их по шиллингу за штуку. Кстати, в прошлом году та самая первая открытка была куплена на аукционе за 22 тыс. фунтов стерлингов. Из тысячи открытых писем Коула сейчас сохранились всего 12.
Открытка, нарисованная Хорсли, стала самой первой в мире. Спустя двадцать лет производство поздравительных посланий было поставлено на поток. Они стали атрибутом и других праздников. С развитием фотографии и художественных технологий начался настоящий бум. Так, к 1906 г. в одной только Англии в год таких праздничных посланий было отправлено 860 миллионов.
В Россию эта мода пришла в 90-х годах XIX века. Вначале карточки были импортными. Самая первая русская открытка была выпущена в 1898 г. общиной Святой Евгении. Деньги, полученные от продажи, шли в основном на благотворительность. В богоугодном деле принимали участие самые известные русские художники, такие, как Иван Билибин, Александр Бенуа, Николай Рерих.
Поток новогодних открыток значительно уменьшился после революции. С 1917 г. вовсю развернулась борьба с "религиозным дурманом". Одной из первых ее жертв, естественно, стали церковные праздники, в том числе Рождество. Новый год признали "пьяным, обжорным праздником". Комсомольцы в запальчивости предлагали дать Деду Морозу по шапке, а ангелам - по зубам.
Только в середине 1930-х ситуация кардинально изменилась: было решено устроить всем детям страны Советов хорошую елку. Тогда же появились и новые открытки. Но теперь место колядок и ангелов заняли государственные атрибуты. Кремлевская звезда сменила вифлеемскую. В годы войны Дед Мороз превратился в бойца, гонящего с советской земли фашистов. Только после войны лирика и семейная атмосфера вновь появилась на открытках. Правда, в 1960-70 гг. Дед Мороз и Снегурочка зачастую трудились на великих стройках…
В постсоветской России традиция русской рождественской открытки не возродилась. То есть возрождается, но вяло. Изображение Христа на них редко увидишь. На Западе ситуация иная: и выбор открыток в магазинах гораздо богаче, и посылают их больше. В США и Великобритании, например, рождественские послания отправляются пачками. Списки адресов составляются заранее, открытки закупаются десятками и сотнями.
Англичане уделяют огромное внимание дизайну: в некоторых местах можно купить настоящие шедевры, авторские работы. А вот американцы в массе своей любят открытки стандартные.
Многие страны переняли эти традиции. И, как с грустью говорят многие, в последнее время Рождество превращается в коммерческий проект. Правда, национальные обычаи и традиции все же сохраняются. Так, в Испании и Италии евангельские сюжеты гораздо популярнее, чем изображение Санта-Клауса. Испанцы не любят, когда внутри открытки напечатано стандартное поздравление. Считается, что поздравляющий должен затратить на его сочинение некоторые усилия и писать от души.
В протестантских странах евангельские сюжеты пользуются меньшей популярностью. Так, немцы любят изображения всевозможных зверушек, снеговиков, елок с шарами и свечками, а также аппликации, звезды из прессованного золота. Стильным считается следующий скромный вариант: на белом фоне махонькая елочка и такое же небольшое поздравление.
Однако вернемся к нам. Хотя у нас с традицией рождественской открытки и туго, однако существуют авторские работы. Они оригинальны и символика Рождества на них присутствует. Правда, найти их трудно, но в России люди всегда были изобретательны. Ну, а если и не найдете, то не стоит расстраиваться. Открытка всего лишь атрибут. Главное - это сам праздник.
Счастливого, Рождества!