Порой доходит до абсурда. "Yтро" уже писало о некоторых шедеврах воинствующего кретинизма, появившихся в Штатах в последние месяцы. Например, борьба с собственными внедорожными автомобилями, которые потребляют слишком много бензина. Но на этом они не остановились. Теперь показательно отказались от бензиновых авто и многие американские звезды. Можно сказать, целое созвездие: Леонардо ДиКаприо, Том Хэнкс, Kэмерон Диаз, Мэрил Стрип, Билли Джоэл, Энтони Хопкинс, Дэвид Духовны и многие другие суперзвезды кино и шоу-бизнеса пересели на автомобили, в которых установлены двигатели, использующие в качестве источника энергии электричество, природный газ и тому подобное.
Правда, все они утверждают, что главной причиной этого стало горячее желание помочь сохранению окружающей среды. На фоне надвигающейся очередной иракской бури столь внезапное желание спасти природу выглядит даже как-то комично.
Однако это великолепная пропаганда. Оно и понятно: США являются крупнейшим импортером и потребителем нефти в мире. Ежедневно в стране используют около 19 млн баррелей "черного золота". По данным Национального института нефти, 43% нефтепродуктов используется в качестве топлива для автомобилей. Поэтому она из главных целей администрации США - сокращение зависимости от импорта сырья. Для этого власти ужесточают критерии экономичности машин. Создан целый ряд программ, поощряющих американцев пересаживаться на экологические автомобили. Их владельцам предоставляются налоговые льготы, отводятся специальные парковки и прочее. Льготы предоставляются и компаниям, создающим станции заправки альтернативным топливом.
Медленно, но верно Белый дом прививает отвращение к бензину. И звезды кино- и шоубизнеса здесь как нельзя кстати. Правда, они всячески открещиваются от того, что волей-неволей стали участниками государственной программы. Большинство, как уже было сказано, ссылается на любовь к природе, другие - на веяния моды. Особенно трогательно объяснила смену Audi на гибрид Toyota Prius актриса Мэрил Стрип. Как выяснилось, во-первых, она никогда не ездит слишком быстро, и скорость, которую позволяет развивать Audi, ей не нужна. Во-вторых, гибридный автомобиль значительно экономичнее, в-третьих, Audi стоила $60 тыс., а Toyota Prius всего $18 тыс., и Стрип таким образом экономит деньги. Просто слеза наворачивается: актрисе приходится экономить деньги! Бензин ей уже не по карману…
К слову сказать, гибридные авто, использующие в качестве горючего не бензин, а иные источники энергии, дороже, чем традиционные. А в обслуживании приносят гораздо больше хлопот. Так, к примеру, Honda Civic Hybrid (имеет электрический и бензиновый двигатель) стоит примерно $19,5 тыс., а его обычный аналог - чуть более $13 тысяч. В свою очередь, внедорожник с электродвигателем Toyota RAV4-EV стоит $42,5 тыс., его эквивалент, работающий на бензине, - чуть более $17 тысяч.
Правда, владелец экологического автомобиля многократно выигрывает за счет использования альтернативного топлива. К примеру, "гибрид" Chevrolet Silverado примерно на 12% экономичней традиционной модели этого автомобиля. Гибридный Silverado дороже обычного на $4 тыс., однако, по подсчетам производителя - корпорации General Motors, за время службы ее владелец может сэкономить $5,5 тысяч. Тем не менее, как показал опрос, проведенный в ноябре 2002 г., 55% участников исследования уже склоняются к мысли о приобретении "гибрида", и только 18% категорически не хотят заводить подобную машину.
Однако, как уже было сказано выше, гибридные автомобили капризнее бензиновых и дизельных. В частности, электромобили необходимо заряжать только в строго определенное время. В противном случае элекар может просто воспламениться. Это уже случилось с Chrysler Gem, который принадлежал супермодели Веронике Уэбб. Во время подзарядки машина загорелась, а дальше как в песенке "Все хорошо прекрасная маркиза" - сгорела сама машина, затем гараж, а следом и вилла.