В мировой практике государственное телевидение - явление актуальное. В Германии лидерами вещания являются два государственных канала со стопроцентным охватом аудитории - ARD и ZDF. Государственное французское телевидение представляет собой три канала: France-2, France-3, France-5. В Италии есть три канала, принадлежащих государственной вещательной компании RAI. Похожая ситуация в Испании, Швеции, Дании, Норвегии, Португалии, Венгрии, Греции, Чехии, Польше и других странах Европы. Программы отличаются универсальной тематикой. В данном случае российское государственное телевидение выглядит приятным исключением. На сегодняшний день наиболее исчерпывающую информацию в сфере политических новостей дают государственные каналы. Коммерческие хороши как дополнение: там могут показать какие-то события в неожиданном ракурсе, там больше оппозиционных мнений, но в ходе их просмотра можно вообще не узнать о некоторых важных событиях. Здесь могут не показать сюжет из горячих точек, а поездку президента России показать во второй части передачи, когда часть зрителей уже переключается на другую кнопку.
Информационные службы различаются также и по доступу к источникам информации. Телеканал "Россия" выделяет в информационном потоке то, что в деятельности государства касается значительной части зрителей. Общенациональная программа "Вести" отличается спокойным, взвешенным подходом к подаче информации, журналисты не склонны к скоропалительному комментарию "горячих" новостей. Много споров возникает вокруг статуса "России". Примечательно, что недовольство по этому поводу высказывают не телезрители, а некоторые политики и часть журналистского корпуса. Что касается политиков, здесь все понятно: грядут выборы, и государственная монополия на канале "Россия" многим невыгодна. В журналистской же среде прочно укоренилось мнение, что понятия "государственный" и "свободный" применительно к СМИ противоречат друг другу. В то же время именно по причине того, что канал - государственный, он в наименьшей степени уязвим для политического, экономического и олигархического давления. Программную политику "России" в минувшем году можно причислить к одной из лучших на отечественном ТВ. Подтверждением тому служат высокие рейтинги. Можно вспомнить такие передачи, как "Специальный корреспондент", "Вести недели", "Стань звездой", сериалы "Закон", "Каменская", "Тайга", "Бригада". А по оперативности закупки голливудских новинок вполне удается конкурировать с системой видеопроката.
Особое место в нравственном и умственном образовании общества отводится телеканалу "Культура". Общепризнанно, что этот канал создавался для тех, кто активно читает книги, ходит в театр, интересуется музыкой. Его нельзя смотреть как фон, он требует непрерывного напряжения, нужно все время думать и участвовать. По данным TNS Gallup Media, с начала нового телевизионного сезона 2002 г. канал "Культура" увеличил количество своих зрителей более чем в три раза. Этот рейтинг отражает реальное положение вещей, и его можно считать лакмусовой бумажкой состояния нашего общества. Но ВГТРК - это не только телевидение. Холдинг объединяет информационное агентство "Новости", а также "Радио России", "Маяк", "Маяк24", "Юность". В отличие от москвичей, для жителей глубинки передачи этих радиостанций часто служат связующим звеном с внешним миром. Традиционное проводное вещание и передачи "Маяка" в радиоэфире разительно отличаются от программ радиостанций FM-диапазона. Здесь чувствуется своеобразная старомодная добротность: дикторы и журналисты следят за соблюдением норм русского языка, информационная составляющая передач значительно шире. "Радио России", "Маяк", "Маяк24" и "Юность" - это действительно качественные информационные каналы, а не музыкальный фон, как большинство коммерческих радиостанции, вещающих на коротких волнах.
В последнее время руководство ВГТРК ведет работу по созданию федерального спортивного канала: по всей видимости, для этого будет выкуплен контрольный пакет акций 7ТВ. Его необходимость определяется не только президентским курсом на развитие физкультуры и спорта, но и значительной популярностью спортивных телепередач. В настоящее время, по данным TNS Gallup Media, доля дециметрового 7ТВ не превышает 1%, но, по оценкам специалистов, со временем национальное спортивное ТВ может стать популярным и рентабельным. Низкий рейтинг спортивного канала напрямую связан со слабым распространением сигнала вещания. Хочется надеяться, что, взяв под опеку спортивное вещание, ВГТРК сделает его доступным для всех. Сегодня ВГТРК, нравится это кому-то или нет, определяет национальную политику России в области телерадиовещания. Более того, этот мощнейший медиахолдинг становится визитной карточкой нашей стране Западе.