Через тернии к бриллиантам

Читать в полной версии →
Смотреть "Того, которого заказали" весело. Значительно веселее, чем когда воруют с постным выражением лица и пытаются сделать при этом вид, что абсолютно ни при делах

Тот, которого заказали (Who Is Cletis Tout?)
США, 2002
Режиссер: Крис Вер Вил
В ролях: Кристиан Слэйтер, Ричард Дрейфус, Тим Аллен, Билли Конноли


За несколько лет до описываемых в фильме событий уличный фокусник (Ричард Дрейфус) ограбил бриллиантовую биржу. Камушки были что надо – яркие, крупные и места много не занимали. Все влезли в маленькую коробочку, которую фокусник с дочкой и зарыли под старым развесистым деревом, видимо, на Поле Чудес. Короче, они так много отложили на черный день, что ждали его с нетерпением.

Спустя какое-то время фокусника все же поймали и посадили – надолго, так как он отказался отдать бриллианты. А дочку определили в чужую семью.

В тюрьме фокусник познакомился с Финчем (Кристиан Слэйтер), сидевшим за подделку документов. Вместе они, применив один из "волшебных" трюков, сбежали. И из степей то ли Канзасчины, то ли Аризонщины ринулись прямиком в славный город Нью-Йорк. Что в первую очередь нужно беглым каторжанам? Им в первую очередь (после виски, женщин и набить морду) нужны новые документы, что для Финча в принципе не проблема. И вперед, к бриллиантам! А после них – к крем-брюле и белым подштанникам.

Чтобы сделать паспорт (пусть даже фальшивый), нужно имя и номер. Конечно, и то и другое можно придумать, типа: "Джеймс Бонд. Паспорт серии GB №000007"; но благоразумнее взять имя реальное, к примеру, недавно умершего человека. У Финча как раз есть знакомый патологоанатом, в силу профессии постоянно сталкивающийся с людьми, которым паспорта уже не нужны. Этот знакомый и подбрасывает имя: Клетис Тот. Нормальное имя, не хуже других. Кто ж знал, что обладатель его умер не самостоятельно, а с помощью мафиозных боевиков. Он, пока живой был, работал папарацци, ну, и снял на пленку кого-то не того. Затем показал пленку не тем. В общем, его удавили, а труп частично сожгли. Каково же было удивление боевиков, узнавших, что недавно убиенный вроде как воскрес. И начали они охоту по новой. И плевать им, что на самом деле их цель – не Тот, а Финч, который только по паспорту Тот. И ведь бить, сволочи, норовили не по паспорту, а по морде.

Когда же Финч, как заправский колобок, в очередной раз от них ушел, боссы мафии обратились к самому суровому, самому известному и самому умному наемному убийце, которого знали, – "Критику" Джиму. Почему Критик? А кино очень любит. Да не этот новомодный суррогат, идущий в наше время в кинотеатрах, а старый, проверенный временем кинематограф.

Тотальную проштампованность сюжета спасает и оправдывает сама структура фильма. Все события описываются в ретроспективе – это рассказ Финча пришедшему его убить Критику Джиму. Джим, являясь действующим лицом всех событий, активно участвует в построении сюжета и, опережая зрителей, объясняет, из какого именно фильма позаимствована та или иная сцена, будь то "Завтрак у Тиффани", "Касабланка" или что-нибудь с Джоном Уэйном.

Поскольку обо всех событиях мы узнаем с чужих слов, то фильм немножко напоминает по построению "Обычных подозреваемых". Но он гораздо менее навороченный и более легкомысленный. Мало того, что устный пересказ сам по себе не внушает доверия, так Финч еще и излагает, сидя привязанным к стулу под дулом пистолета. В этот момент больше всего на свете ему хотелось бы нажать RESET, перезагрузив всю своею жизнь, но приходится рассказывать историю убийце, и рассказывать занимательно, поскольку к любой истории тот относится как к потенциальному сценарию и очень не любит сценарии плохие. От плохих сценариев он нервничает, а когда он нервничает, вокруг резко прибавляется трупов. К каждому событию у него заготовлена цитата.

Автор сценария не то что просто позаимствовал чужие идеи и сцены, а просто кричит об этом – дескать, глядите – украл! И поэтому смотреть "Того, которого заказали" весело. Значительно веселее, чем когда воруют с постным выражением лица и пытаются сделать при этом вид, что абсолютно ни при делах. Такое отношение как бы разоружает потенциальных критиков – недаром ведь в фильме есть свой "Критик" Джим. Критики – они ведь и правда в чем-то убийцы.


Кассета предоставлена прокатной компанией "Союз-видео".

Олег ДУДКО |
Выбор читателей