Боевики травят собственный народ

Читать в полной версии →
Лидеры сепаратистов пытаются наладить пошатнувшиеся позиции в наркобизнесе. В 2002 году в Чечне было выявлено 745 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и изъято более 77 тонн наркотических веществ

Одним из самых прибыльных видов преступного бизнеса в Чеченской Республике, наряду с фальшивомонетничеством и незаконной добычей нефти, остается наркобизнес. Большинство наркотических и психотропных средств имеют контрабандное происхождение и поступают в ЧР из Центрально-азиатского региона, через Дагестан, Ингушетию, Азербайджан и Грузию. Наркокурьерами в основном являются чеченки, которые на свой страх и риск перевозят героин и опий на общественном транспорте или ловят попутные машины. Этот риск окупается позднее на черном рынке, где, к примеру, грамм героина стоит около 1200 рублей, а килограмм марихуаны – 25 тысяч рублей.

По данным Республиканского наркологического диспансера, сегодня на учете состоит более 1,5 тыс. наркоманов. Однако их реальное число, по экспертным оценкам, превышает официальные цифры в 10-15 раз, а уровень потребления наркотиков в Чечне в последнее время возрос более чем в пять раз.

Основным наркобароном Чечни считается Шамиль Басаев. Также в наркобизнесе активно участвуют "министр иностранных дел" Мовлади Удугов и представитель бывшего президента Ичкерии по особо важным поручениям Руслан Кутаев, а также ряд полевых командиров. Еще с начала 90-х Чечня стала пользоваться репутацией крупнейшего перевалочного пункта для транспортировки азиатских наркотиков. Затем представители наркокартеля наладили на территории республики выращивание собственного мака и конопли, появились заводы по переработке наркосырья. По оценкам компетентных источников, в период расцвета наркобизнеса (между двумя военными кампаниями) стоимость наркосодержащего сырья, производимого ежегодно на территории республики, превышала полмиллиона долларов. Наркобароны строили планы "международного сотрудничества" с целью осуществления экспансии на европейский наркорынок. Их осуществлению помешало начало антитеррористической операции; границы с большинством сопредельных с Чечней республик и государств были перекрыты, а многие подпольные лаборатории уничтожены. Сегодня чеченские сепаратисты пытаются наладить пошатнувшиеся позиции в наркобизнесе. Аслан Масхадов, в частности, открыто призывает не гнушаться никакими методами и способами получения средств для финансирования бандформирований, в том числе – наркоторговлей.

Его призывы, похоже, не остаются без внимания. В прошлом году в республике были обнаружены дикорастущие плантации мака и конопли общей площадью более 564 тыс. квадратных метров. Основная масса плантаций располагалась в Гудермесском, Курчалоевском, Ножай-Юртовском, Веденском, Наурском, Шелковском и Урус-Мартановском районах. По оперативным данным, сбыт наркосодержащего сырья плантаторы осуществляли через Гудермес и Урус-Мартан, где марихуана и опий скупались курьерами, приезжающими из Дагестана.

В течение прошлого года сотрудниками ОБНОН МВД РФ по ЧР, а также подразделениями чеченской милиции было выявлено 745 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и изъято более 77 тонн наркотиков.

Как нам сообщили в Государственном комитете по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД России, борьба с наркобизнесом в ЧР является одним из видов пресечения финансовых потоков, используемых экстремистами для поддержки незаконных вооруженных формирований, и, в конечном итоге, способствует укреплению государственного строительства в Чечне. Однако проблема распространяется далеко за пределы республики. По данным правоохранительных органов и спецслужб, чеченские экстремисты, используя родственные отношения, устанавливают криминальные связи с чеченскими диаспорами, проживающими в различных российских регионах. Показателем того, во что выливаются эти родственные узы, может служить хотя бы следующий факт. При отработке информации о причастности ряда лиц к организации захвата заложников в Театральном центре на Дубровке в ряде регионов были проведены соответствующие оперативные мероприятия. За три недели было выявлено 980 наркопреступлений, задержаны 56 чеченцев. Из незаконного оборота было изъято около 900 кг (!) наркотиков, стоимость которых по ценам черного рынка составила 90 миллионов рублей.

Алена НОВИКОВА |
Выбор читателей