Рядовому российскому потребителю, для которого понятие "экономический кризис" связано, в основном, с постоянным повышением цен и неконкурентоспособностью отечественных товаров, трудно представить, что кризис в Японии выражается в... падении цен и росте экспорта. И все же это так. Цены в Стране восходящего солнца очень медленно, но падают – японцы опасаются будущего и не хотят тратить деньги. А тратить им есть что: ВНП маленькой островной страны лишь в два с небольшим раза меньше американского и составляет около $4 трлн. Это почти в десять раз больше объема российской экономики.
Несколько дней назад были обнародованы последние данные, свидетельствующие о том, что начавшееся было оживление японской экономики, по всей видимости, близится к завершению. Ожидавшегося оживления внутреннего потребления – а именно это было целью усилий правительства – не произошло. Японцы не хотят делать крупные покупки, боятся брать займы в банках, и расшевелить их правительству никак не удается. В январе произошло очередное падение показателей в секторе банковских услуг.
А вот экспорт растет – данные за прошлый год говорят о его шестипроцентном росте. В основном он приходится на страны Азии, и треть его составляет электроника. Растет и разница между экспортом и импортом: в 2002 году она увеличилась по сравнению с 2001-м на 34% и составила $120 миллиардов. Рост доходов от экспорта усиливает японскую иену, что, в свою очередь, бумерангом бьет по самому экспорту и экспортерам. Как известно, излишне сильная национальная валюта всегда доставляла экспортно-ориентированным странам множество проблем.
На фоне возобновляющегося спада экономики крупнейшие японские компании активно пытаются найти выход из кризисной ситуации.
Корпорация Sony – крупнейший игрок на рынке электроники, компьютерных игр и индустрии развлечений, потеряла за последний год почти 50% своей стоимости. После года изучения опыта управления компаний Nestle, IBM, General Electric и Coca-Cola председатель совета директоров и исполнительный директор корпорации Sony Нобуюки Айдеи объявил о намерении провести серьезные изменения в структуре компании. Предполагается создать три новых "центра" корпорации. Американский центр объединит крупнейшие "дочки": музыкальную (Sony Music) и кинокомпанию (Sony Pictures Entertainment). Европейский центр разместится в Лондоне и Берлине, азиатский – в Токио и Шанхае.
В течение почти 50 лет имя "Sony" было синонимом всей качественной потребительской электроники. Она создала такие бессмертные мировые бренды как Walkman и PlayStation. Однако времена меняются, и сейчас у корпорации новые приоритеты: многоканальная связь и сети. Новая "архитектура" Sony должна помочь изменить традиционную японскую систему управления, основанную на долгом служебном росте, жесткой иерархии и пожизненном найме. К работе на ключевых должностях в региональных центрах будут привлекаться лучшие из местных молодых менеджеров, которым будет открыт путь к вершинам управления. Айдеи предложил назвать этот процесс обновления "локальной глобализацией".
Пока неизвестно, сможет ли смена стратегии помочь флагману японской экономики смягчить негативные последствия кризисных явлений, неизбежных на фоне новой волны общеэкономического спада. Если да, то опыт Sony станет хорошим примером для других столпов японского бизнеса. В этом случае не исключено, что именно на уровне отдельных компаний и корпораций будет сформирован долгожданный переход всей экономики страны от состояния спада к новому росту.