Всё о любви (It`s all about love)
Дания, 2003
Режиссер: Томас Винтенберг
В ролях: Клэр Дэйнс, Хоакин Феникс, Шон Пенн
Молодой датский режиссер Томас Винтенберг этим фильмом пытается разорвать ассоциативную связь между своим именем и "Догмой". Дебютировав шокирующим "Торжеством", снятым в манере, ставшей откровением и хитом конца 90-х, Винтенберг убедительно доказывает публике, что он покидает гнездо фон Триера и приступает к самостоятельному полету.
Северные страны Европы в последние годы стали лицом европейского кино, а лидером, судя по всему, является Дания, чему свидетельством не только крупные достижения братьев Дарденн, но и участие фильмов Винтенберга (за "Торжество" он получил спецприз в Канне) во всех крупнейших международных конкурсах.
Вот и сейчас фильм с многообещающим названием "It`s all about love", закрывший в Москве январский фестиваль "Лики любви", одновременно с выходом в российский прокат демонстрируется на Берлинале.
Звезды Голливуда Хоакин Феникс и Клер Дэйнс играют супружескую пару, оформляющую развод в 2021 году. Никаких футуристических "гаджетов" в картине не ждите. Даже модели автомобилей, на которых передвигаются герои, – в основном конца 90-х. Отличием недалекого будущего от современности становятся несколько странных обстоятельств: на улицах тут и там валяются хорошо одетые мертвецы, через которых принято спокойно переступать. Они умерли от недостатка любви. В Нью-Йорке и Париже в июне выпадает снег, а главной международной новостью оказывается появление в Уганде людей-ангелов, парящих над головами соплеменников и по виду напоминающих воздушных гимнастов, болтающихся на лонже.
Будущее нужно Винтенбергу для ухода от обыденности, для космического обобщения – ведь о любви он решается поведать абсолютно всё. И будущее это скорее напоминает мечту о том, чтобы всё осталось "как раньше".
Итак, симпатичный поляк Джон разводится с женой, всемирно знаменитой фигуристкой Элиной, хотя та вроде бы его любит. Но у нее явные проблемы с психикой, супруги несколько лет живут порознь и не занимаются любовью. В процессе оформления разводных бумаг выясняется, что у фигуристки есть страшноватые клоны, а настоящая Элина боится за свою жизнь и не выносит двойников – они пугают ее своей бесстрастностью, а по характеру сильно смахивают на андроидов из фильма "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта.
Джон решает умыкнуть фигуристку, собирающую стадионы, из лап злодея-импресарио. Во имя любви пара решается на побег – но у злодеев уже замыслена комбинация по замене спортсменки на ее клон. Модная тема. На фоне проблем с генетическими монстрами с лицом Клер Дэйнс, которых безжалостно расстреливают во время тренировки прямо на глазах Хоакина Феникса, между супругами с новой силой вспыхивает страсть. Сцены любви в этом фильме, пожалуй, самые трогательные и сыграны с поистине "догматической" естественностью.
Приключения беглецов заканчиваются в родных для героев польских лесах, через которые они пробираются в... Москву, в фешенебельный район Черемушки, где, как известно, на углу хорошая кондитерская. Это не шутка – настоящая история любви, как известно, вообще юмора не признает, и никакого хэппи-энда, естественно, вы тут не увидите.
Но в целом, похоже, фабула в этом кино не имеет решительно никакого значения. Сон о любви, увиденный талантливым автором, – где найти больший размах для обобщений!
И всё, что создает плоть этого условного сюжета – игра обаятельных актеров первого голливудского эшелона; съемки Нью-Йорка в Копенгагене; музыка Збигнева Прейзнера – композитора фильмов Кшиштофа Кешлевского; стильный видеоряд а-ля "Dogme"; тончайшая игра света в руках художника Бена ван Оса, творившего миры в лучших фильма Питера Гринуэя, – создает то самое "любовное настроение", которое так трудно перенести на пленку.
Фильм Винтенберга трудно назвать развлечением, но у него есть очень ценное качество – он чист, как снег, и свободен, как наши мечты о будущем.
Да, это европейское авторское кино, без оглядки на бокс-офис, скорей искусство для искусства и, как всегда бывает в таких случаях, некий вызов мейнстриму.
Режиссер, как бы он ни старался уйти от навязчивых сравнений, так или иначе связан пуповиной с "догматиками" – но это его огромный плюс. Тем не менее, в проекте участвует крутая международная команда, у фильма неплохой бюджет (играют звезды, включая Шона Пенна в эпизодах) и в целом он претендует на охват широкой аудитории вполне оправданно. Значит ли это, что экспериментальная система Ларса фон Триера получила международное признание, выходит из подполья и скоро завоюет "семейную" аудиторию не только в Старом Свете?
Скорее всего, именно так. Во всяком случае, "Всё о любви" претендует на столь масштабные обобщения, что говорить о чистом артхаусе уже не приходится. И это обнадеживает.
В кинотеатре "35ММ" с 13 февраля.