Крупный скандал в "пенсионном семействе"

Читать в полной версии →
Драка за почетную обязанность "заботы о стариках" велась не на жизнь, а на смерть. И закончилась скандалом по поводу назначения Внешэкономбанка государственной управляющей компанией пенсионных накоплений граждан

Отношение к детям и старикам – критерий нравственной зрелости общества и государства. Надо ли говорить, что Россия по этому критерию болтается где-то внизу списка. Массовая беспризорность, старики на помойках, обесцененные вклады, мизерные пенсии – все это стало обыденной картиной пореформенной России.

Но не будем вдаваться в общие рассуждения – поговорим о том, что реально делается в направлении улучшения жизни пожилых граждан. В частности, о пенсионной реформе. Благо, и повод имеется: скандал в правительстве вокруг назначения Внешэкономбанка государственной управляющей компанией пенсионных накоплений граждан.

С пенсиями и пенсионными фондами лучше не шутить – это воспринимается как аксиома. Консерватизм, солидность, низкие риски, государственная опека и проч. – всё это неотъемлемые атрибуты пенсионного дела. И, конечно, поменьше грязных слухов, скандалов и махинаций. Пенсионеры ведь, помимо всего прочего – огромная часть электората, которая не ленится ходить к избирательным урнам и частенько голосует за левых. А тут на тебе – скандал.

Фабула скандала выглядела примерно так. Правительство, с подачи Минфина, своим постановлением назначило ВЭБ управлять от имени государства средствами так называемых "молчунов" – граждан, не выбравших частную управляющую компанию для своих пенсионных накоплений. По экспертным оценкам, доля этих "молчунов" в первые несколько лет будет составлять 90%, а накопительная часть их пенсий за это время превысит 5 млрд. долларов в год. Естественно при таком раскладе почетную обязанность "заботы о стариках" захотели взять на себя многие. И началась драка не на жизнь, а на смерть. А тот скандал, который случился с письмом Грефа, – всего лишь попытка помахать кулаками после той самой драки.

На первый взгляд, поведение министра экономического развития и торговли выглядит каким-то неадекватным. Хотя, если сделать напрашивающиеся допущения, всё как раз очень логично.

Видимо, Греф кому-то что-то пообещал (или кто-то его неправильно понял) да не сумел выполнить, и пенсии "молчунов" ушли "не туда" (то есть в ВЭБ). Тут, конечно, звонки пошли, упреки, но поезд ушел – постановление уже подписано. Что делать? Вот и решил глава Минэкономразвития написать письмо Михаилу Касьянову: так, мол, и так, неправильное постановление принято, надо возвращать пенсионные деньги.

Странность и слабость изложенных в письме аргументов начинает выдавать "двойное дно" всей этой затеи. Первое: якобы при назначении ВЭБа были нарушены какие-то аппаратные процедуры. Второе: ВЭБ не может совмещать функции управляющей "пенсионной" компании и функции по обслуживанию внешних долгов – будет явный конфликт интересов. Третье: международные кредиторы РФ могут обратить взыскания на средства пенсионных накоплений, являющихся федеральной собственностью. И, наконец, ВЭБ вообще не имеет ни банковской лицензии, ни лицензии управляющей компании. Короче, надо создать отдельную управляющую компанию, а ВЭБ исключить из игры.

Случай с письмом явно озадачил представителей правительства, которые пытались комментировать происходящее. Такого они не помнят – чтобы после принятия правительственного постановления тут же вдогонку летело письмо от заинтересованного министра с просьбой о его отмене. Это неприкрытое давление, а "правительство не меняет своей точки зрения под давлением министерств и ведомств. Правительство России не намерено пересматривать свое решение о назначении Внешэкономбанка государственной компанией по управлению накопительной частью трудовых пенсий" – таков был официальный ответ кабинета.

По мнению источников из правительства, аргументация Минэкономразвития "не выдерживает критики". Ведомство Грефа само неоднократно нарушало регламент, поэтому не ему на это жаловаться, а в данном случае даже и нарушения-то никакого не было. Скорее всего, это была личная обида – так расценили в Белом доме поступок Грефа. Так или иначе, но шансы что-либо изменить у Грефа крайне малы. "Это поступок идеалиста. Касьянов знал, что подписывал. Там речь идет о таких деньгах, что надо не премьеру писать, а идти к президенту" – так прокомментировал ситуацию руководитель одной из крупных управляющих компаний.

Вообще, странно всё это как-то выглядит: министр-идеалист Греф публично опротестовывает политическое решение правительства, руководствуясь какими-то собственными амбициями и прикрываясь при этом надуманными аргументами. То ли это такой экстремальный идеализм, то ли либеральный экстремизм, а может, еще чего похуже. Если бы Герман Оскарович экспериментировал на своем приусадебном участке, никто бы слова не сказал – но тут все-таки страна, а не песочница.

Возвращаясь к пенсионным письмам и скандалам.

Вот ВЭБ в качестве государственной управляющей компании Грефу встал поперек дороги, зато закон о негосударственных пенсионных фондах, наверное, устраивает на все 100%. Во всяком случае, никаких писем с протестами от него не поступало. А зря. Занятный Закон "О НПФ" получился: негосударственные фонды просто взяли и сделали его под себя, продавив через Думу. В общем, жить им теперь будет приятно, сытно.

В качестве добычи НПФ достанутся пенсионные накопления более 4 миллионов работников предприятий, которые уже участвуют в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Нет сомнения в том, что собственники этих предприятий найдут способ убедить перевести средства пенсионных накоплений в учрежденные ими же негосударственные пенсионные фонды. А там – живи – не хочу. 15% доходов от инвестирования можно направлять на обеспечение своей уставной деятельности. А если принять во внимание, что активы крупнейших НПФ зачастую управляются компаниями, деятельность которых контролируется аффилированными специализированными депозитариями, то от превращения НПФ в очередную воровскую кормушку может удержать лишь совесть его руководителей. (Смех и оживление в зале.)

Но об этом почему-то никто писем Касьянову не пишет. Даже министр-идеалист...

Павел ЗИМИН |
Выбор читателей