Знаменитый полководец Ганнибал решил использовать яд в боевых условиях. Некоторые источники утверждают, что он якобы пускал впереди войска ядовитых змей. Первый же случай массового отравления произошел в Древнем Риме. Трубы городского водопровода были сделаны из свинца, тяжелый металл погубил многих…
Непревзойденным специалистом в области адресных отравлений и по сей день считается Екатерина Медичи. У себя в замке в Блуа она оборудовала специальную комнату со шкафчиками с ядами. В свою очередь, Генрих VIII Английский поил жен сулемой.
То есть до Первой мировой войны химическое и бактериологическое оружие по-настоящему в военных целях все-таки не использовалось. Бывали, конечно, случаи, когда города забрасывали из катапульт зараженными трупами, но это происходило редко.
Настоящая беда пришла в апреле 1915 года. Тут надо отметить бельгийский город Ипр, где дважды с двухгодичным перерывом германские войска применили сначала хлор, а потом и горчичный газ, получивший с тех дней имя иприт.
Запретить использование отравляющих веществ сподобились только в 1925 году. Однако ограниченные попытки их применения были и во время Второй мировой войны, и во Вьетнаме. В наши дни Ирак травил курдов, но по-настоящему актуальность опасности газовой атаки усилилась после терактов 11 сентября 2001 года.
Министерство обороны США объявило, что приступает к разработке новых вакцин против бактериологического оружия, что потребует более десяти лет и почти $3,5 миллиардов. Всеобъемлющая же защита (вакцинация, антибиотики, противогазы и т.п.) обойдется в $80 миллиардов.
Заметим, что взрывы башен нью-йоркского Всемирного торгового центра заставили вспомнить о, казалось бы, незначимых прежде угрозах маргиналов. Так, например, члены так называемой миннесотской милиции собирались с помощью все того же рицина уничтожить сотрудников налоговой службы и местного шерифа. Маньяк из секты "Арийская нация" угрожал заразить целый городок вирусом сибирской язвы. Члены псевдоиндусской секты Ошо Раджниша организовали настоящее отравление в городке Даллас в Орегоне. Тогда 750 человек, включая детей, заболели сальмонеллезом.
"Аум синрикё" устроила теракт в метро. Секта строила оружейные заводы, но главным было создание лаборатории, способной производить до 80 кг зарина в месяц, а этого количества могло хватить для убийства 6 млн человек. В планы "гуру" Асахары входила и доставка в США нескольких тонн отравляющих веществ.
Теперь уже ни у кого нет сомнений, что террористы способны применить отравляющие вещества. Тем более что для их создания в домашних условиях достаточно школьного объема знаний, а соответствующие инструкции можно найти в открытых источниках. На этом фоне возникающее при посещении сайта, который предлагает рецепты по отравлению десятков и сотен тысяч людей, желание ввести цензуру, упорядочить систему доступа, в конце концов, поставить заслон на пути распространения опасной информации, может быть вполне оправданно. Но так уж сложилось, что информационные барьеры в современном мире очень непрочны. Введение запретов - не панацея. Выпущенного на свободу джинна не загнать обратно в бутылку. Только некий новый подход не к газам и отравляющим веществам, а к людям, позволит хоть как-то остановить токсикологическое безумие. Но кто же найдет это противоядие?