Некоторые сторонники мистических теорий и любители паранормальных явлений пришли к выводу, что натурщица (то есть женщина, с которой писался портрет) была ведьмой или, по крайней мере, энергетическим вампиром. Она настолько подчинила себе Леонардо, имела такое огромное влияние на него, что художник никогда не расставался с картиной и, постоянно совершенствуя свое творение, постепенно угасал, отдавая всю душу Джоконде.
А вот профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон утверждает, что улыбка Моны Лизы видна лишь если смотреть не на губы изображенной на портрете женщины, а на другие детали ее лица. Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, считает ученый.
Маргарет Ливингстон представила свою теорию на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере, штат Колорадо. Как известно, прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже – тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет Ливингстон. Чем больше смотришь прямо на лицо, тем меньше используется периферическое зрение.
То же самое происходит, если смотреть на одну букву печатного текста. При этом другие буквы воспринимаются хуже, даже с близкого расстояния. Да Винчи использовал этот принцип и поэтому улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть на глаза или другие части лица.
Ливингстон утверждает, что лишь снимает налет таинственности с методов, которыми годами пользовались художники, но совсем не собирается развенчивать их творчество. "Такие художники, как да Винчи, импрессионисты и ряд других, открыли ряд истин, которые ученые только сейчас начинают постигать", - считает американский ученый.