Но образ Китая – производителя маек, кварцевых часов и дверных замков, кажется, скоро станет достоянием прошлого. В последние годы требовательный американский потребитель успел привыкнуть к компьютерной технике, произведенной на просторах Поднебесной. В прошлом году, по данным Министерства торговли США, экспорт американских фирм-производителей компьютеров упал на 12,6% и составил всего $9,2 млрд., тогда как импорт в США "умной" техники вырос на 27,6% – до $16,2 млрд., в частности за счет китайских производителей.
Самая динамично развивающаяся экономика уверенно заявляет о желании потеснить американцев и японцев на престижном рынке компьютеров. При этом речь идет не об "отверточной" сборке на заводах известных фирм, а о собственно китайских брендах. Крупнейший китайский производитель персоналок The Legend Group планирует прорыв на рынки США, Европы и других стран.
Как и многие успешные современные китайские компании, Legend Group первоначально была государственным предприятием. Постепенно государство уменьшало свою долю, частью продавая акции на рынке, частью награждая ими руководство компании, и сегодня оно контролирует около 60% компании. До сегодняшнего дня Legend Group продавала 93% своих компьютеров в самом Китае, заполучив более четверти национального рынка и оставив далеко позади своих конкурентов (следующая за нею компания – Founder – контролирует лишь 9% рынка). В остальном же, на компьютерно-электронном рынке Китая господствуют мелкие фирмы и фирмочки. Они собирают компьютеры из комплектующих, отчасти производимых в самой стране, отчасти ввозимых (преимущественно контрабандой). Высокие налоги на "честные" импортные комплектующие значительно удорожают производство.
По мнению аналитиков, в этом году расширяющийся китайский рынок PC превзойдет японский и станет вторым после американского. В стране идет жесткая конкурентная борьба, прежде всего на ценовом фронте, что сокращает доходы производителей. Выход на внешний рынок дает возможность китайским фирмам получать большую прибыль. Уже через несколько лет Legend Group собирается продавать четверть своих ПК за границей, в том числе в Америке и Европе. Чтобы утвердиться на внешних рынках, компания планирует приобретение местных фирм, имеющих хорошую репутацию и налаженную систему сбыта. Первым шагом на пути экспансии для компании стало закрепление в Гонконге, хотя и здесь основой успеха оставалась политика постоянного снижения цен на компьютеры.
Вместе с тем, независимые эксперты считают, что триумф китайских компьютерных компаний в Америке и Европе довольно сомнителен, во-первых, из-за приверженности старым брендам, во-вторых, потому, что искушенный пользователь зачастую ориентируется не только на цену. Вместе с компьютером он покупает сервисную поддержку, программное обеспечение и т.д., а здесь китайцы с их дешевыми машинами пока не могут составить конкуренцию ни Dell, ни Hewlett-Packard. Зато покупателей Южной Америки и других "растущих" и "развивающихся" стран вполне может соблазнить предлагаемое китайскими фирмами соотношение цены и качества.
Так что, возможно, уже через несколько лет надпись "Made in China" у продвинутого российского потребителя будет ассоциироваться не с кварцевыми часами и ненастоящими Барби, но и с недорогими и (будем надеяться) надежными компьютерами китайских марок.