Пышнотелая подруга (вперемешку щебет с писком)
Домогалась страсти пылкой, "как весной ручей с гор мчится".
Он убил её бутылкой. (На обед была горчица.)
В раскованное наше время любое имя ложится в строки лихих сочинителей буриме. Автор стихов кружевно и небесталанно сплел из повторяющихся созвучий интригующую ситуацию. Однако только возможную. Игра ума и фантазии, как обычно, оказалась далека от реальной действительности.
Никакую женщину земляк Гамлета не убивал. А вот к нему самому костлявая старуха с косой, которая в положенный срок приходит за каждым, явилась 24 октября 1601 года. За несколько дней до смерти крупнейший звездочет и астролог своего времени был приглашен в Праге на торжественный обед к знатному дворянину Петру Воку из Рожмберка. Обильный обед плавно перешел в ужин, но никто из гостей не вставал из-за стола, поскольку тогдашний этикет не позволял делать это раньше хозяина дома. Хозяин же продолжал сидеть. Гости, прилично нагрузившись, мучались, но соблюдали приличия. Ощущая естественную потребность, мучался и Тихо Браге. В конце концов, не дойдя своевременно до отхожего места, он получил разрыв мочевого пузыря. Тогдашние лекари (кстати, из лучших в Европе) ничего не могли поделать, и через несколько дней Браге скончался в страшных муках. На том обеде, наверное, тоже была горчица, но, думается, все же больше было пива. Кстати, некоторые современные врачи считают, что причиной смерти Браге была неизлечимая болезнь почек, а случай на пиру только дал последнее обострение.
Деятели догорающего средневековья вообще часто уходили из жизни экзотическим образом. Рафаэль не выдержал свидания с пылкой любовницей и умер прямо на ней, Караваджо утонул в болоте, в составе банды грабителей спасаясь от преследователей, Кристофера Марло убили в трактирной драке, Ян Гус погиб на костре, а Ермак Тимофеевич сгинул в речной пучине. Беднягу-астронома, ушедшего из жизни совсем не старым, люди жалеют все 400 лет, прошедших с того злополучного дня, однако что уж тут поделать – судьба.
Дуэлянт и звездочет
В целом Браге прожил жизнь вполне благополучную, хотя и не без потрясений. Он родился в конце 1546 года в Дании в знатной дворянской семье. Тринадцати лет был определён в Копенгагенский университет, чтобы изучать право. Юриспруденция его, однако, не привлекла, зато после солнечного затмения 1560 года очень заинтересовала астрономия. Страсть к науке приходилось скрывать от родителей, которые имели совсем другие виды на будущее сына. Сын же тайком читал купленные на карманные деньги книги, а по ночам смотрел на небо и пробовал вычислять расстояния между звездами.
Прослушав университетский курс, юный Тихо отправился в многолетнюю поездку по Европе, где в различных центрах учености развил свои астрономические, математические и астрологические изыскания – тогда такое соединение интересов никому не казалось странным. Браге стал составлять гороскопы и предугадывать будущее людей. Известна история о том, как он предсказал смерть турецкому султану Сулейману I, вторгшемуся в Венгрию, во время лунного затмения 1566 года. Не совсем в назначенный срок, но очень близко около того султан действительно испустил дух, а история добавила Тихо авторитета в соответствующих кругах.
В том же, что Тихо Браге – человек необыкновенного ума и великих знаний, сомнений не осталось очень быстро. По возвращении в Данию он получил значительное наследство, которое в основном пустил на научные занятия. В 26 лет, после того как он открыл новую звезду в созвездии Кассиопеи и в написанной на латыни книге вывел из факта ее появления массу астрономических и астрологических следствий, Тихо стал европейской знаменитостью.
Звезда вспыхнула в небе вскоре после кровавой Варфоломеевской ночи. Многие считали тогда, что она предвещает неминуемые беды и близкий конец света. Иоганн Кеплер, ученик и последователь Браге, выразился впоследствии таким образом: "Если эта звезда ничего не предсказала, то, по крайней мере, она возвестила рождение великого астронома".
Приют спокойствия, трудов и место паломничества
В противовес утверждению о том, что в своем отечестве пророков нет, большого ученого сразу признали дома. В 1576 г. датский король Фридрих II, слывший покровителем наук и искусств, определил Браге астрономически щедрое содержание: ему был пожалован целый остров Вен в Зундском проливе, предоставлена огромная сумма денег на строительство дома и обсерватории, в его пользу были отведены и сборы от аренды острова крестьянами.
Позднее, когда количество учеников и помощников, приезжавших к нему со всей Европы, увеличилось, Браге построил и второе здание – Стьеренборг (Звездный замок), известный своими обсерваториями. Здесь же были мастерские, в которых под руководством маэстро изготавливались медные инструменты, самые точные для того времени.
В течение многих лет Тихо вел на острове астрономические наблюдения. Главной их целью было вычисление положений небесных тел, повышение точности расчетов и накопление данных. Во многих трудах Тихо помогала его сестра Софья. На пике популярности астроном устраивал для своих помощников домашний театр, являясь в обсерваторию с наступлением ночи в расшитой звездами мантии и остроконечном колпаке халдейского мага. Это действовало: ученики воспринимали его как сказочного звездочета и чародея.
В еще большей степени загадочные занятия Браге и его диковинные одежды воздействовали на воображение знатных особ Европы, приплывавших на остров за своими индивидуальными гороскопами. Астрологией маэстро занимался всю жизнь, используя для прогнозов составленные им самим астрономические таблицы. Громкая слава удачливого предсказателя приносила Тихо немалые деньги; в Ураниборг приезжали даже коронованные особы, среди которых был и будущий английский король Яков I.
Самую большую известность получило предсказание Тихо Браге 1577 года о том, что через 15-20 лет в Финляндии родится принц, который разорит Германию, прежде чем умереть в 1632 г. Шведский король Густав II Адольф, родившийся в 1594 году, полностью осуществил это предначертание. В 1631 году, вступив в Тридцатилетнюю войну, Густав II предпринял поход на Германию. Он огнем и мечом прошел по Пруссии и Баварии, дважды разгромил объединенные немецкие войска, захватил Мюнхен и Аугсбург и погиб в генеральном сражении под Лютценом 16 ноября 1632 г.
Ученые заслуги
Он составил новые солнечные таблицы и уточненный каталог 800 звезд. Он определил меридиан своей обсерватории, открыл две новые неравномерности в движении Луны, периодическое изменение наклона лунной орбиты к эклиптике, а также изменения в положении лунных узлов. С его именем связаны открытие сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи и первый обоснованный наблюдениями вывод о внеземной природе комет.
16 лет Тихо Браге наблюдал за планетой Марс. Материалы этих наблюдений помогли его преемнику Кеплеру открыть законы движения планет. Браге можно считать основоположником практической астрономии. Он всегда стремился к неукоснительной точности производимых наблюдений и одним из первых понял, что точные приборы и скрупулезные методы важны не только для практических приложений астрономии, но и для теории, для получения данных, которые могли бы решить вопрос об истинном устройстве нашей планетной системы.
Для проведения необходимых измерений астроном изобрел множество инструментов, работая с которыми, добивался высокой точности без оптических приспособлений. Его "большой стенной квадрант" для определения угловых расстояний на небе был не только революционным для того времени прибором, но и подлинным произведением искусства. Драгоценное собрание инструментов Тихо Браге было куплено императором Рудольфом II, но потом, к сожалению, пропало. Громадный небесный глобус из меди, который стоил 5000 талеров, хранился в Копенгагене и там погиб при пожаре замка.
Браге создал то, что сейчас бы называлось научной школой. У него были ученики со всей Европы. Далеко не все из них были так талантливы и удачливы, как Кеплер, но все они распространяли прогрессивные научные идеи.
В своей деятельности великий датчанин не избежал ошибок и заблуждений. Так, он неудачно соединил в своей геоцентрической теории идеи Птолемея и Коперника. По мысли Браге, Солнце вращается вокруг Земли, а уж вокруг Солнца кружатся все остальные планеты. Сейчас такое утверждение кажется абсурдным, однако не будем забывать, что Тихо был сыном своего времени, а время называлось – средневековье. Он и без того во многом убежал так далеко вперед, что оценить это смогли только умные и знающие потомки.
В Праге до конца
Уже говорилось, что характер у Браге был заносчивый и вспыльчивый. Он привык быть с сильными мира сего на равных, а это не всех устраивало. Фридрих II прощал своему любимому астроному и астрологу многие вещи, однако после его смерти ситуация в датском королевстве и при дворе разительно изменилась. Новый король, Христиан IV, сразу невзлюбил гения с серебряным носом и не спускал ему ни малейшей промашки. Жизнь астронома стала невыносимой. После того как король придрался к тому, что Браге устроил в Ураниборге тюрьму для арендаторов, уклоняющихся от уплаты аренды, европейской знаменитости пришлось покинуть вначале свой остров, а в 1597 году – свое отечество. Тихо эмигрировал из Дании со всем семейством и навсегда.
После двух лет жительства в Германии его пригласили в Прагу, ставшую при императоре Рудольфе II Габсбурге одним из крупнейших европейских городов. Рудольф, ни шатко ни валко ведший государственный корабль, был известнейшим меценатом своего времени. При его дворе существовала целая колония приехавших из Нидерландов, Германии, Франции художников, музыкантов, ювелиров, ученых, алхимиков. Браге был принят со всем почтением. Вначале ему был предоставлен для астрономических наблюдений замок в Бенатках-над-Йизерой в 30 км от столицы, потом он переехал в Прагу на Градчаны и поселился в квартале Новый Свет.
В Чехии ему нравилось. Он говорил, что Прага вполне подходит для его занятий. Рассказывают, что Браге с удовольствием посещал пражские пивные и начал писать стихи. Ему оказывали почести как знаменитому ученому и регулярно приглашали на все придворные торжества.
Активно занимаясь составлением гороскопов, к которым Рудольф имел слабость, Браге не забывал и об астрономии. На Градчанах была заложена новая звездная обсерватория, в которой он собирался работать вместе с молодым немецким протестантом Кеплером, ставшим "императорским математиком" и помощником Браге. К изучению звезд проявлял интерес и император-энтузиаст. Дело складывалось, всё шло к новым открытиям, но на пресловутом обеде случилось то, что случилось...
Хоронили Тихо Браге с размахом, как фигуру европейского значения. Он был погребен в величавом Тынском храме, высящемся над Староместской площадью. Над его могилой установлено хорошо сохранившееся до наших дней надгробие из красного мрамора.