Государство "ломает" нефтяных олигархов

Читать в полной версии →
Правительство нашло способ нажать на компанию "ЮКОС" в вопросе строительства нового трубопровода. Новый метод укрощения строптивых олигархов уже начал приносить плоды

В середине марта правительство РФ рассмотрит "основные направления развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири". Ожидается, что на заседании 13 марта кабинет министров обсудит проекты строительства нефтепроводов восточного направления и определит сроки реализации проектов по экспорту восточносибирской нефти. Проблема в том, что федеральным властям никак не удается договориться с нефтяными олигархами о маршруте, по которому пойдет труба. Руководители большинства частных нефтяных компаний поддерживают вариант, предложенный "ЮКОСом", – строительство трубопровода из Ангарска в китайский Дацин. Правительство же рассчитывает довести трубу до тихоокеанского порта Находка. Реализовать оба проекта одновременно невозможно, поскольку для этого просто не хватит нефти. Чтобы "убедить" олигархов изменить свое мнение и сделать "правильный выбор", федеральные власти пошли на хитрую комбинацию. Госкомпании "Роснефть" и "Газпром" подняли вопрос о перераспределении нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири; их позиция была поддержана Путиным. Нефтяным магнатам дали понять, что они не только не получат новых лицензий в регионе, но и рискуют потерять уже выданные. Новый метод "укрощения" олигархов уже начал приносить плоды: о поддержке дальневосточного маршрута заявила компания ТНК.

Чем ближе дата принятия решения о том, куда пойдет восточносибирская нефть, тем острее борьба. Государственная трубопроводная компания "Транснефть" выступает за строительство нефтепровода из Ангарска в Находку. Согласно планам "Транснефти", труба должна пройти по всей территории Восточной Сибири недалеко от уже разведанных нефтегазовых месторождений, обеспечив, таким образом, создание нефтетранспортной инфраструктуры на востоке страны. Мощность нефтепровода может составить от 50 до 90 млн. тонн в год. В результате, российская нефть получит выход на нефтяные рынки Японии, США и стран Юго-Восточной Азии. Частная компания "ЮКОС" лоббирует строительство нефтепровода в Китай по маршруту Ангарск – Дацин. Китайский вариант значительно дешевле, может быть построен в короткие сроки и его поддерживают большинство других частных компаний. "ЮКОС", в принципе, способен загрузить трубу Ангарск – Дацин своими силами. Причем, не исключено, что это будет частная труба. "Форма собственности на нефтепровод пока не определена. В проектных документах "ЮКОСа" "Транснефть" пока рассматривается лишь как оператор трубопровода", – сказал RBC daily вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Согласие партнеров из других частных компаний необходимо "ЮКОСу" для того, чтобы убедить правительство выбрать именно китайский маршрут. По мнению экспертов, в этом случае Россия окажется в зависимости от жесткого ценового диктата со стороны китайцев.

Формально, по словам участников рынка, федеральные власти не могут заставить частные компании выбрать предложенный маршрут транспортировки нефти до Находки. Фактически единственный рычаг, которым может воспользоваться правительство, чтобы "убедить" нефтяников "прислушаться" к мнению властей, – выдача лицензий на разработку восточносибирских месторождений. Не исключено, что многолетняя эпопея, связанная с продажей Талаканского месторождения в Якутии, как раз и объясняется тем, что ни одна из частных компаний-претендентов на его разработку не поддержала проект по строительству трубопровода к тихоокеанским портам. Казалось бы, что проще – отдать это месторождение участвовавшим в тендере государственным компаниям – "Роснефти" и "Газпрому". Однако разработка Талакана требует миллиардных инвестиций, а федеральные власти не торопятся выкладывать столь значительные средства из собственного кармана.

В результате, чтобы повлиять на мнение "частников", государство пошло на нестандартный ход. В середине февраля руководители "Роснефти" и "Газпрома" написали письмо Путину. Сергей Богданчиков и Алексей Миллер выступили с предложением, суть которого состоит в перераспределении нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири. Согласно письму, для эффективной разработки нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири целесообразно объединение нескольких месторождений. Главы госкомпаний предложили соединить в единый проект и выставить на торги крупнейшие восточносибирские месторождения нефти и газа. Президент отреагировал оперативно – согласно его резолюции, "предложение заслуживает внимание и поддержки". Разобраться с ситуацией было поручено премьер-министру Михаилу Касьянову. Любопытно, что лицензии на включенные в данный "план" Верхнечонское и Ковыктинское месторождение уже выданы компании "РУСИА Петролеум", акционерами которой являются BP, ТНК и "Интеррос", а Средне-Ботуобинское месторождение принадлежит компании "Таас-Юрях-нефть". Но поскольку подобная инициатива исходит от государственных компаний, ни у кого не должно возникать вопросов, кому будут отданы восточносибирские ресурсы, если нефтяники проявят излишнюю строптивость (в "Роснефти" и "Газпроме", конечно, отрицают намерения поставить месторождения под свой контроль). Любопытно, что параллельно с госкомпаниями в игру включилось и Минприроды. Почти день в день с посылкой письма Путину министерство пригрозило лишить "РУСИА Петролеум" лицензии на разработку Верхнечонского и Ковыктинского месторождений за "невыполнение лицензионных соглашений" – в Минприроды считают, что компания на несколько лет опаздывает с вводом месторождения в строй.

Реакция на письмо Путину со стороны "частников" последовала незамедлительно. На прошлой неделе вице-президент ТНК (альянс ТНК – BP контролирует Ковыкту) Владимир Немцев заявил о том, что его компания "считает наиболее перспективным проект строительства нефтепровода "Ангарск – Находка". Поддержка со стороны крупной частной компании (и, фактически, поддержка западной BP) является важным аргументом в споре правительства и "ЮКОСа". Г-н Немцев отметил, что специалисты его компании, изучая два варианта строительства нефтепровода, Ангарск – Находка и Ангарск – Дацин, "пришли к выводу, что наиболее перспективным с точки зрения государства является маршрут строительства нефтепровода до Находки". "Строительство нефтепровода в Китай также является перспективным, однако в более отдаленном будущем. На данном этапе необходимо построить нефтепровод до Находки", – считает г-н Немцев.

Позиция ТНК резко увеличивает шансы на принятие решения о первоочередном строительстве нефтепровода к тихоокеанским портам. Не исключено, что стан союзников "Транснефти" в ближайшее время могут пополнить еще "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз", для которых проект "ЮКОСа" в краткосрочной перспективе хоть и более привлекателен, но его первоочередная реализация не является принципиальной. Однако без нефти "ЮКОСа" загрузить трубопровод до Находки и сделать его рентабельным, по всей видимости, не удастся. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, "ТНК гарантировала прокачку 10 млн. тонн нефти, тогда как японские компании готовы принять все 50 млн. тонн". Таким образом, очевидно, что без согласия "ЮКОСа" прокачивать обещанные Китаю 20 млн. тонн на Находку трубопровод к дальневосточным портам построен не будет. "В любом случае, строительство нефтепровода скорее философский вопрос, – считает г-н Григорьев. – Геополитически России выгодна реализация дальневосточного маршрута. Если трубопровод до Находки не будет построен, то мы фактически отказываемся от освоения ресурсов Восточной Сибири". Позицией "ЮКОСа" г-н Григорьев не удивлен: "Позиция "ЮКОСа" понятна. Как частной компании ей наплевать на государственные нужды, что, в общем, с точки зрения частного бизнеса, правильно".

Однако бодаться с государством лишь на экономическом поле, без серьезной политической поддержки, неэффективно. По сообщениям СМИ, "ЮКОС" ищет себе политических союзников в лице коммунистов. Месяц назад прошла информация о том, что компания Ходорковского готова в рамках стратегического соглашения с КПРФ предоставить коммунистам в 2003-2007 гг. спонсорскую помощь в размере 70 млн. долларов, причем в предвыборные годы (2003 и 2007) КПРФ будет выделено по 20 млн. долларов. В самом "ЮКОСе" эту информацию категорически отрицают.

Михаил ЧЕРНОВ |
Выбор читателей