Процесс "воспитания" со стороны FATF тех стран, которые, как считается, попустительствуют отмыванию денег и вообще незаконным финансовым операциям, включает в себя несколько этапов. Занесение в черный список – первый их них, при этом FATF дает таким странам конкретные "ценные указания" относительно изменений в законодательстве и правоприменительной практике, направленных на противодействие легализации преступных доходов. Если к этим "ц.у." не прислушиваются, то на втором этапе государству-штрафнику выносится предупреждение о возможности санкций. Наконец, собственно санкции – это третий этап, до которого, кроме Украины, добрались пока только острова Науру и (как раз на парижской сессии) Филиппины.
Вообще говоря, непосредственно FATF никаких санкций не вводит, а только рекомендует своим членам (а это 29 государств) принять те или иные репрессивные меры. Самые крайние из них – закрытие всех счетов и прекращение всех финансовых операций с контрагентами из страны с подмоченной репутацией. Более щадящий вариант предусматривает суровый контроль за операциями с такими контрагентами, дотошную проверку этих физических и юридических лиц, усложненные процедуры при создании ими коммерческих структур за рубежом и т.п. Таким образом, даже при мягком варианте возможности ведения зарубежного бизнеса для резидентов страны, подвергнувшейся наказанию, весьма чувствительно ограничиваются. Вместе с тем вопрос "казнить или миловать?" (а если казнить, то как) каждое государство-член FATF решает для себя самостоятельно.
Рекомендации о введении санкций против Украины были приняты FATF 19 декабря прошлого года, поскольку Киев не успел к очередной сессии организации выполнить все требования по изменению национального законодательства. Последовали же этим рекомендациям только девять государств, но зато те, чьи удары очень болезненны, в частности США, Германия, Великобритания. А больнее всех могла ударить Россия (основной торгово-экономический партнер Украины), которой нужно ведь как-то "отметиться", раз уж она жаждет стать полноправным участником мирового похода за финансовую чистоплотность. Могла, но не ударила, что, конечно, связано не только с теплыми чувствами к братьям-славянам, но и с заботой о собственном благополучии – слишком уж тесно переплетены наши экономики.
А вот Соединенные Штаты откликнулись на призыв FATF незамедлительно, применив против Украины раздел 311 т.н. "Патриотического закона", принятого по горячим следам событий 11 сентября 2001 года. Из содержащихся в этом разделе пяти видов санкций против стран с мутными финансовыми потоками были задействованы четыре, устанавливающие особый порядок контроля, отчетности и информирования государственных органов о финансовых операциях с резидентами подозрительного государства. Однако до полного запрета на открытие и ведение корреспондентских и транзитных счетов (последняя санкция из раздела 311) дело не дошло.
Некоторые украинские счета в Америке и Европе были все же закрыты (кое-кто там решил просто перестраховаться). Ввиду дополнительных проверок по операциям с Украиной и общего повышения "бдительности" западных партнеров стали плодиться случаи задержек или даже отказов в проведении транзакций, причем порой от украинских банков требовали предоставления инсайдерской информации. По данным Национального банка Украины, того или иного рода проблемы возникли у 31-го из 157-ми коммерческих банков страны. Возможно, эти проблемы по большому счету еще не носили критического характера, однако по-всякому ведь могло обернуться при развитии ситуации в прежнем русле и присоединении других государств к означенным санкциям.
6 февраля с.г. Верховная Рада Украины внесла необходимые поправки в законодательство (в т.ч. в банковское, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс), ужесточающие национальный режим финансового контроля. В частности, отмывание денег будет отныне наказываться лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией имущества. Принятые поправки пока удовлетворили FATF; соответственно, ранее введенные ее членами санкции могут быть полностью отменены. Однако практическая реализация указанных законодательных новаций будет пристально отслеживаться, и свидетельство о безукоризненной белизне своих финансовых одежд Киеву еще только предстоит заработать.
Не секрет, между тем, что репрессалии против Украины были вызваны не только собственно подозрениями в финансовых махинациях, но и причинами чисто политического свойства, а именно – общим неприятием "режима Кучмы", в первую очередь со стороны США. А в американской политике по отношению к Украине сейчас наблюдаются определенные подвижки: демонстративный отказ от каких-либо контактов с Леонидом Даниловичем и его ближайшим окружением признано целесообразным сочетать с расширением отношений на "рабочем уровне" – в рамках стратегического курса на развитие американо-украинского партнерства, в том числе с прицелом на "посткучмовскую" перспективу.
В этом контексте показателен состоявшийся в конце января – начале февраля визит в Вашингтон украинской правительственной делегации во главе с министром экономики В.Хорошковским: на берегах Потомака прошло заседание американо-украинского комитета по экономическому сотрудничеству. Показателен данный визит в том смысле, что он вообще состоялся и прошел достаточно успешно, а с другой стороны, американцы всячески старались занизить уровень своего представительства, выставив на переговоры вторых-третьих лиц минфина и других ведомств (поэтому, кстати, украинскую делегацию не возглавил вице-премьер Н.Азаров, как это первоначально планировалось). Между прочим, когда сразу после Хорошковского Вашингтон посетил Виктор Ющенко, с ним нашел время побеседовать вице-президент США Чейни. Еще один штрих: повестка дня на переговорах, которые вела официальная украинская делегация, касалась исключительно практических вопросов экономического взаимодействия – американская сторона подчеркнуто избегала какого-либо "выхода на политику". Среди таких вопросов был и вопрос о противодействии отмыванию грязных денег, причем американцы дали туманное обещание в случае принятия Киевом надлежащих мер (визит Хорошковского завершился до голосования в Верховной Раде) подумать о снятии санкций.
Европейская политика на украинском направлении схожа с американской и тоже подразумевает "блокаду" одного только Леонида Даниловича, но не Украины в целом. Во всяком случае, решение FATF об отмене санкций было принято при активной поддержке Германии и Франции. Так что украинцы могут, наверное, перевести дух и на досуге поразмышлять о своем "посткучмовском" будущем.