Официальным спонсором боксерских матчей, во время которых и транслировался привлекший внимание МАП логотип, выступает другая продукция украинского производителя – маринованный перец и кетчуп. Поэтому представители телеканалов и компании Nemiroff в один голос утверждают, что именно этот товар и пропагандирует злополучная реклама. Однако чиновники антимонопольного ведомства вполне обоснованно полагают, что фигурирующие в ролике перчик в боксерских перчатках и слоган "С перчиком", ассоциируются у зрителей отнюдь не с консервированным овощем, а с перцовкой. "Раз рекламируется кетчуп, пусть и показывается бутылка этого соуса", - заявил Илья Южанов.
Напомним, с декабря 1999 г. в России запрещена реклама спиртных напитков крепостью свыше 14% везде, кроме мест их непосредственной продажи и специализированных изданий. Нарушителям закона грозит штраф до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В будущем МАП намерено ужесточить штрафные санкции вплоть до отзыва лицензий на вещание. Достигнута соответствующая договоренность с Министерством печати, которому МАП будет сообщать о подобных инцидентах.
Рекламирование водочных марок, замаскированных под невинные товары, - довольно распространенный маркетинговый ход. Вполне возможно, следующей атаке антимонопольного ведомства подвергнется наружная реклама коктейля "Флагман". Жители крупных городов уже привыкли к плакатам типа "На свои! Имеешь право!", "Вечером в пятницу... Имеешь право!" и т.д. Первая часть лозунгов время от времени меняется, вторая остается неизменной. Дизайн бутылки на щитах и постерах до мелочей повторяет тару, в которую разливается водка с таким же названием. А упоминание о том, что это коктейль крепостью всего лишь 6% пишется где-нибудь в уголке маленькими буквами.
Необходимость продавать свой товар заставляет производителей и продавцов алкоголя искать всевозможные лазейки, чтобы так или иначе донести до потребителя информацию о своей продукции. И они готовы за это платить, причем весьма немалые деньги, от которых сложно отказаться. Тем более, что, согласно законодательству, преследованию подвергаются не изготовители водки, а распространители рекламы, то есть рекламные агентства и СМИ. Впрочем, сомнительно, что МАП на самом деле сможет отобрать у монстров отечественного телевидения лицензию на вещание. А штраф в 500 МРОТ по сравнению с многомиллионными поступлениями от рекламы – капля в море. Как правило, эти штрафы заранее закладываются в бюджет рекламной кампании. Так что самые суровые административные санкции не помешают заинтересованным сторонам искать все новых обходных путей.
Занимательно, что МАП, в свою очередь, старается предвосхитить "соперников". Недавно совместно с "Рекламным журналом" он провел конкурс на тему: "Как обойти запрет на рекламу алкоголя". Одним из победителей стало такое предложение: раз алкоголь можно рекламировать только в местах его продаж, следует перенести эти места туда, где рекламируются крепкие спиртные напитки. Можно, например, поставить около щита автомат, продающий водку также, как другие подобные агрегаты торгуют газированной водой.
Все это было бы, конечно, смешно, если бы не было так грустно. Тотальный запрет на рекламу крепкого спиртного – не выход, считают рекламисты и производители. Он не слишком сильно уменьшает количество выпитого народом спиртного. Но пьет лишенный информации народ зачастую не качественный продукт, а подделку. Необходимо пересмотреть существующий закон "О рекламе" и внести в него разумные ограничения. Такие, например, как в Великобритании, где, в частности, разрешено рекламировать алкоголь в изданиях, подавляющее большинство аудитории которых состоит из взрослых людей.