В инициативной группе по проведению референдума опровергают информацию о шантаже, утверждая, что голосование будет сугубо добровольным. Сотрудник правительственного комитета по делам вынужденных переселенцев Руслан Цугаев утверждает, что подобные слухи распускают масхадовские агитаторы, в задачу которых входит сорвать проведение референдума. Он утверждает, что основную продовольственную помощь беженцы получают от международных организаций, которые не отличаются политической ангажированностью.
Ранее лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов призвал бойкотировать референдум, т.к. тот якобы проводится "под дулами автоматов".
Между тем, в Комиссию по правам человека при президенте РФ пока не поступало жалоб чеченцев в связи с раздачей гуманитарной помощи. Как заявила председатель этой организации Элла Панфилова, любая информация о нарушении прав человека в Чечне и сопредельных республиках приходит в Комиссию от различных правозащитных организаций. И если бы имел место шантаж, о нем стало бы известно.
Федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов уверяет, что не стоит увязывать судьбу чеченских беженцев с их участием в референдуме. Он отметил, что условия жизни в палаточных городках, в которых живут многие переселенцы, не будут меняться в зависимости от того, придут их обитатели на референдум, или нет. Ильясов также опроверг слухи о том, что беженцев заставляют возвращаться в Чечню.
Для чеченских беженцев, осевших на Ставрополье, их неучастие в референдуме – вопрос решенный. По словам начальника Управления по делам миграции ГУВД Ставропольского края Юрия Костюкова, за последние 10 лет 60 тыс. беженцев из Чечни получили статус вынужденных переселенцев и местную регистрацию. Поэтому их можно считать местными жителями Ставрополья, что исключает участие в референдуме по чеченской конституции. Другой подход - к тем, кто приехал в Ставропольский край на заработки или на учебу. Для участия в референдуме им придется вернуться в места постоянного проживания.
Тем временем на сайте сепаратистов появилось послание от Верховного Шариатского суда Чечни. Там говорится, что референдум будет использован федеральными властями как "политическое оправдание преступлений против чеченского народа". Инициаторы, агитаторы и участники референдума уже заочно приговорены боевиками к смертной казни.
Правоохранительные органы республики готовы к неприятным сюрпризам со стороны сепаратистов – на время проведения референдума в Чечне будут усилены меры безопасности. Под особый контроль будут взяты участки для голосования. Уже заготовлены бюллетени для референдума. Они будут трех видов – голубые, салатовые и розовые. Каждый предназначен для голосования по отдельному законопроекту, выносимому на референдум. Бюллетени снабжены системой защиты: микротекстом, специальной сеткой и набором соответствующих красок.
Как только бюллетени были отпечатаны, матрица и бракованные экземпляры были уничтожены в присутствии членов Избиркома. Пересчитанные бланки были помещены на спецхранение. В ближайшее время их доставят в Чечню.