Так, например, на свет появился Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств. Вернее, возникла эта структура чуть раньше в лоне МВД России, но до последнего момента находилась в зачаточном состоянии Как известно, борьбой с наркомафией в России занимались два ведомства – МВД и ФСБ. Борьба эта шла с переменным успехом, что не устраивало Кремль. Несмотря на регулярное изъятие огромных партий героина и марихуаны и аресты наркокурьеров, поток наркотиков в страну не уменьшился – наоборот, значительно вырос. Россия превратилась в транзитный узел, через который во всех направлениях везут партии отравы. Огромные территории, например, Урал и Сибирь, оказались наводнены дешевым героином и синтетическими наркотиками. Как изменить эту ситуацию? В числе мер – ужесточение законодательства и усиление границы. Как сделать это в реальности, если тот же участок границы с Грузией Россия до сих пор окончательно закрыть не в состоянии? Возможный выход из ситуации был найден Кремлем в хорошо забытом старом: отныне Федеральная пограничная служба России переходит под крыло ФСБ с новым руководителем – первым заместителем директора ФСБ Владимиром Проничевым. Прежний глава пограничного ведомства Константин Тоцкий, по его словам, "очень неожиданно" назначен полпредом России в НАТО. Само же преобразование ФПС он назвал "правильным и оправданным", поскольку это положительно скажется на пограничных войсках. (Генерал Тоцкий имел в виду, что в советские времена пограничники в составе КГБ обладали рядом возможностей, которых затем были лишены.) В любом случае, речь идет о том, что служба госбезопасности возвращается на утраченные в постперестроечные времена позиции. Помните коварных шпионов, отравлявших источники и собиравших пробы грунта в спичечные коробки? Ныне к шпионам добавились представители наркобизнеса, умудряющиеся переправлять товар через несколько границ, и террористы, снаряжающие караваны оружия и переправляющие курьеров с деньгами на "всемирный джихад".
Что же касается создания Госкомитета по наркотикам, то здесь перед Кремлем возникла другая проблема. До настоящего времени численность сотрудников этой структуры (при МВД России) составляла 7 тыс. человек. Как сообщили в пресс-службе МВД, штат Госкомитета в ранге самостоятельного министерства будет составлять примерно 40 тысяч сотрудников. В России принята и финансируется федеральная программа по борьбе с наркотиками, рассчитанная на 2002-2004 гг., но инфраструктуры для полноценного функционирования Госкомитета по наркотикам не существовало. Реформаторы из команды Путина решили этот вопрос кардинально, предложив расформировать Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП), просуществовавшую всего 11 лет, что и было сделано. Согласно Указу Президента России, вся "материальная база и штатная численность" ФСНП передается Госкомитету по наркотикам. А бороться со злостными неплательщиками налогов вместе с Министерством налогов и сборов отныне будет МВД России, в котором будет создана Федеральная служба по борьбе с налоговыми преступлениями. Эту структуру из 12-13 тыс. сотрудников возглавит один из заместителей министра внутренних дел. Кстати, главу налоговой полиции Михаила Фрадкова тоже не обидели, назначив полпредом России при ЕС в ранге министра.
И этот шаг российского руководства можно назвать в целом оправданным, если учесть, что эффективность деятельности ФСНП оказалась не такой, как ожидалось. Налоговая полиция зачастую фактически дублировала функции МНС, а громкие дела по неплательщикам – олигархам входили в компетенцию прокуратуры, ФСБ и других структур. Что же касается, средств из недоплаченных налогов, возвращаемых в бюджет полицейскими, то это отнюдь не астрономические суммы.
Кстати, к реорганизации в ФСНП готовились уже давно. О том, что налоговая полиция в нынешнем виде доживает последние дни, стало ясно после сознания Комитета по финансовому мониторингу ("финансовая разведка"). 18 марта, в день создания налоговой полиции, должен был состояться праздничный концерт. Его отменили – в ФСНП ожидали указа президента. И все же, как сообщили "Yтру" источники в центральном аппарате ФСНП, последние решения, а именно ликвидация ведомства и передача всех материальных ресурсов, стали несколько неожиданными. Судя по всему, здесь ожидали более "мягкой" реформы.
В МВД России пертурбации силовиков официально комментируют как "целесообразное создание профильных структур вместо дублирования одинаковых функций различными министерствами". Впрочем, главные изменения в этом ведомстве еще впереди. Судя по слухам, очень скоро произойдут изменения в руководстве министерством (по некоторым данным, Борис Грызлов уйдет в политику, а главой МВД будет назначен его заместитель Рашид Нургалиев), а в результате административной реформы будут созданы принципиально новые правоохранительные структуры. Так, согласно уже озвученной концепции реформирования, МВД будет разделено на криминальную (федеральную) полицию, милицию общественной безопасности (региональную) и национальную гвардию (внутренние войска). На повестке дня стоит создание и некоего аналога американского ФБР – Федеральной службы расследований, в которую могут войти Следственный комитет МВД РФ и аналогичные подразделения других структур.
Наконец, согласно вчерашнему указу Владимира Путина, упразднено еще одно силовое ведомство с относительно небольшой историей – Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Его функции распределены между ФСБ и Минобороны России. При последнем создается еще одна структура – Госкомитет по государственному оборонному заказу. На эту "амбразуру" брошен экс-директор ФАПСИ Владимир Матюхин.
Сколько времени уйдет на окончательную утряску всех силовых ведомств и реализацию кардинальных решений, сказать сложно. В самом выигрышном положении в нынешней ситуации, повторим, оказывается правопреемница КГБ – Федеральная служба безопасности. Как пояснили в Центре общественных связей ФСБ России, сегодня "ликвидируется параллелизм", поскольку "одни и те же или очень похожие функции, которые с 1991 года выполнялись разными ведомствами, теперь будут сосредоточены в единой структуре". Кроме того, по мнению силовиков, при этом значительно экономятся бюджетные средства и создаются условия для более эффективного использования кадров. Кстати, по мнению аналитиков, укрупнение ФСБ большинство россиян воспримет с одобрением.
И, наконец, еще один момент, свидетельствующий о том, как вовремя Кремль занялся оптимизацией силовых структур. Россия стоит на пороге выборов и серьезных изменений на геополитическом пространстве. Все это, вкупе с затянувшейся борьбой с доморощенным чеченским терроризмом, требует совершенной иной отдачи от силовиков. Если учитывать, что позиции партии власти не так незыблемы, как того хотелось бы Кремлю, а потрясения могут обернуться непопулярными административными мерами, то реорганизация силовых структур выглядит вполне уместно. По крайней мере, гораздо уместнее гонений на КГБ в период линчевания "Железного Феликса" на Лубянке экзальтированной толпой.