Американский начальник Ирака

Читать в полной версии →
В качестве своего личного наместника на покоренных землях глава Пентагона избрал одного из самых энергичных, опытных и исполнительных генералов американской армии – Томми Рэя Фрэнкса

Под воздействием сентябрьских событий 2001 года большинство первых лиц американской администрации сошлись во мнении о необходимости кардинального пересмотра внешней политики Вашингтона. Стало очевидным, что приоритетное значение для национальных интересов США имеет вовсе не пресловутая противоракетная оборона, продвижение НАТО на Восток или торговая война с Китаем, но позиции Белого дома в мусульманском мире. Традиционный курс Штатов на данном направлении явно не соответствовал современным требованиям. Со стратегической точки зрения ощущалась острая необходимость изменить акценты региональной политики Вашингтона. Активное участие в ближневосточном урегулировании оказалось для Америки совершенно бесперспективным; вместе с тем, ее пассивность в зоне Персидского залива и Центральной Азии препятствовала достижению геополитических и экономических целей администрации Буша-младшего. На тактическом уровне "мягкотелая" публичная дипломатия Госдепартамента продемонстрировала свою полную недееспособность.

Ради восстановления позиций США в мусульманском мире следовало вернуться к практике времен "холодной войны". Те регионы, где требовалось незамедлительно установить контроль Соединенных Штатов, оказались в зоне ответственности Минобороны; остальные области Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной Азии и Кавказа превратились в безраздельную вотчину Лэнгли.

Как и в начале 80-х, директор ЦРУ стал чуть ли не самым частым американским гостем в Исламабаде, Эр-Рияде и Тель-Авиве. В отличие от шефа разведки, Дональд Рамсфельд предпочитает принимать восточных монархов, центрально-азиатских президентов и арабских министров в собственной резиденции в Вашингтоне. Будучи одной из ключевых фигур в иерархии Белого дома, он старается не отлучаться из мозгового центра постколониальной империи. В качестве своего личного наместника на покоренных землях глава Пентагона избрал одного из самых энергичных, опытных и исполнительных генералов американской армии – Томми Рэя Фрэнкса.

Восточный наместник Пентагона

Глава Центрального командования (CENTCOM) ВС США является основным исполнителем планов капитолийских стратегов на огромной территории, простирающейся от Судана на юго-западе до Китая на востоке, России на севере и Индии на юге. Его приказам подчиняются почти 300 тысяч американских солдат и офицеров (250 тысяч которых сконцентрированы вокруг Ирака). Ему безраздельно доверяет президент Соединенных Штатов. Осенью 2001 г. Томми Фрэнкс возглавил антитеррористическую кампанию Белого дома. В Афганистане он командовал военными действиями против движения "Талибан*" и сторонников бен Ладена; в Киргизии, Узбекистане и Казахстане занимался укреплением позиций США в Центральной Азии и Прикаспийском регионе.

С падением режима талибов* и созданием переходного кабульского правительства Фрэнкс был направлен Вашингтоном на покорение новых рубежей. С середины прошлого года он курирует приготовления к операции в Ираке. С этой целью глава CENTCOM провел десятки часов в секретных переговорах с командованием и политическим руководством арабских стран, Турции и Израиля. Сейчас он находится в Катаре, откуда, по всей видимости, в ближайшее время прозвучит его приказ о начале наступления на Багдад. С падением режима Хусейна Фрэнксу отводится миссия главы временной американской администрации в Ираке. В этом качестве представителю Пентагона предстоит обеспечить условия для формирования нового правительства страны и создания стратегического плацдарма США на Ближнем и Среднем Востоке. Учитывая столь исключительную роль генерала в политике Белого дома, западные и арабские СМИ уделяют ему всё большее внимание. Однако различные источники оценивают Томми Фрэнкса совершенно по-разному: одни называют его "твердолобым солдафоном, послушно исполняющим указания начальства", другие – "прекрасным стратегом и талантливым дипломатом".

Томми Рэй Фрэнкс родился 17 июня 1945 года в городке Виннивуд, штат Оклахома, а вскоре его семья переехала в Мидлэнд, расположенный в Техасе. Злопыхатели поговаривают, будто новое место жительства сыграло чуть ли не решающую роль в карьере Томми Рэя, так как в одной школе с ним училась Лаура Лэйн Уэлч, будущая супруга американского президента. По некоторым сведениям, тогда же молодой Фрэнкс познакомился и с самим Бушем-младшим.

После школы Томми поступил в университет, но на второй год был оттуда отчислен и, окончив в 1967 г. курсы артиллерийских офицеров, отправился на войну во Вьетнаме. С возвращением на родину он был направлен командиром батареи в Артиллерийский учебный центр Форт-Силля, с чего и началось его восхождение по служебной лестнице ВС США. По словам самого генерала, армия стала для него главным "жизненным университетом". Параллельно с различными командными курсами он окончил Арлингтонский и Шиппенсбурский университеты, получив степень магистра по управлению. В 1973 г. Томми Фрэнкс впервые попал в Западную Германию, где служил заместителем командира артполка. Во второй половине 70-х он занимал ряд должностей в Минобороны США, а в 1981-м вновь оказался в ФРГ, на сей раз в качестве командира батальона. Вернувшись из Европы, Фрэнкс преодолел еще одну ступень в иерархии американской армии, окончив престижный Army War College. К началу 90-х он был повышен в звании и в первой иракской кампании принял участие помощником командира артиллерийской дивизии. Вскоре после Ближнего Востока Фрэнкс был командирован в Южную Корею, где его служба продолжалась до 1997 г. Весной того же года он возглавил 3-ю армию США в Атланте, а летом 2000-го был возведен в звание генерала и назначен командующим Центрального командования.

Частый гость в столицах СНГ

С первых же дней пребывания на новой должности Томми Фрэнкс уделял первостепенное внимание военно-стратегическому сотрудничеству с центрально-азиатскими республиками. Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что активизация США в данном регионе после 11 сентября имела косвенное отношение к атаке "Аль-Каэды", на самом деле являясь очередной фазой заранее разработанной стратегии.

Впервые на территории бывшего СССР Фрэнкс появился ровно за год до терактов в Америке. Он посетил Астану, Бишкек и Ташкент. Центральной темой его встреч с местными лидерами стал вопрос об укреплении связей по линии оборонных ведомств. Особо щедрые обещания о финансовой и технической поддержке генерал расточал в беседах с Акаевым и Каримовым. В киргизскую столицу он привез крупную партию гуманитарной помощи для солдат, воевавших в Баткенском районе с боевиками ИДУ. На переговорах в Ташкенте Фрэнкс обсудил не только вопросы оснащения местной армии, но и перспективы совместной поддержки лидера афганских узбеков Дустума, в противовес таджикам Масуда, опиравшимся на Иран и Россию. В этой связи, пытаясь рассеять подозрения Кремля, американский генерал пообещал, что "региональные интересы Вашингтона и Москвы не будут пересекаться". Однако за 4 месяца до террористической атаки на США Фрэнкс еще раз навестил столицы Центральной Азии.

Столь бурная "подготовительная" деятельность позволила ему без особых усилий добиться согласия региональных лидеров на размещение здесь американских солдат. В ноябре 2001 г. глава CENTCOM заявил, что "первостепенное значение" он придает "кыргызскому плацдарму". На военной базе близ бишкекского аэропорта "Манас" появилось около 1000 американских военнослужащих. Осознавая, что подобная активность вызывает в России весьма неоднозначную реакцию, Фрэнкс в январе 2002 г. снова отметил, что "между Москвой и Вашингтоном не существует конкуренции за сферы влияния в Центральной Азии". И добавил: "Мы поддерживаем постоянную связь с Минобороны России и его Генштабом и регулярно консультируемся в случае необходимости". Через месяц генерал сам появился в российской столице, где провел переговоры с Сергеем Ивановым и начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Вскоре активность Томми Фрэнкса на постсоветском пространстве резко пошла на убыль. Последний раз он побывал в Центральной Азии минувшим летом, а затем полностью посвятил себя подготовке свержения Саддама Хусейна.

Ученик китайского полководца

В контексте предстоящей иракской операции особый интерес вызывают полководческие качества главы Центрального командования. Как ни странно, глубокий отпечаток на воззрения генерала наложило наследие знаменитого китайского полководца Сунь-Цзы – основоположника дальневосточной военной доктрины. С его трактатом и современными комментариями к нему Фрэнкс основательно ознакомился во время трехлетней службы в Южной Корее, где Сунь-Цзы до сих пор изучают в военных академиях.

Опираясь на рекомендации своего китайского "учителя", Фрэнкс является убежденным сторонником применения максимальной военной мощи в любых условиях и против всякого противника. Так, перед началом операции в Афганистане он настаивал на необходимости массированных ракетных и авиаударов, которые, по его мнению, должны были продолжаться не менее 3-х недель. Лишь затем он соглашался задействовать сухопутные войска, но в количестве не менее 100 тыс. солдат. Белый дом категорически отверг столь завышенные запросы главы Центрального командования, и Фрэнкс до сих пор уверен, что бен Ладена и муллу Омара ему не удалось изловить лишь из-за нехватки живой силы.

В ходе подготовки иракской кампании повторилась та же ситуация. На сей раз Фрэнкс запросил как минимум 250 тысяч солдат и разрешение на 14-дневную огневую обработку противника (учитывая свой личный опыт, он отводит артиллерии особую роль на начальном этапе операции). Как и осенью 2001-го, Рамсфельд и Чейни отклонили требования Фрэнкса. Но он в течение года упорно отстаивал собственную позицию и в конце концов, заручившись поддержкой президента, получил то, чего добивался.

Представители ЦРУ обвиняют главу Центрального командования в чрезмерной осторожности и отсутствии творческого мышления. Распространению критики в адрес генерала способствует негативное отношение к нему пишущей братии, вызванное его скрытностью при общении с журналистами. В сравнении с общительным Норманом Шварцкопфом, любителем театральных эффектов и ярких зрелищ, Томми Фрэнкс представляется им "серым и неотесанным воякой". Однако, по всей видимости, инициаторами столь "лестных" отзывов являются представители Лэнгли – они не могут простить генералу стремления ограничить деятельность ЦРУ в Афганистане, выходившую, по его мнению, за рамки полномочий сотрудников разведки.

Несмотря на всевозможные слухи и обвинения, Томми Фрэнкс добился главного – операция в Ираке будет полностью соответствовать его собственному сценарию. Хотя сам генерал нередко повторяет мудрость легендарных восточных полководцев, гласящую, что "ни один план не выдерживает испытания на поле боя"...

* Организация запрещена на территории РФ

Михаил ФАЛЬКОВ |
Выбор читателей