В наше время огромное влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Грамотно выстроенный аудиовизуальный ряд может активно влиять на формирование и изменение политических установок личности, а через личность – общества в целом. Политические игроки давно взяли на вооружение достижения современной психологии и используют их для создания у электората искаженного представления о действительности. Поистине, кто владеет информацией, тот владеет миром!
Основные методы работы со средствами массовой информации были отработаны руководством Соединенных Штатов еще в 1991 году, во время проведения операции "Буря в пустыне". В период сосредоточения войск в регионе Персидского залива был сформирован специальный журналистский "пул", предназначенный для правильного освещения военных действий против Ирака. Членами "пула" могли стать только те средства массовой информации, руководство которых поставило свои подписи под довольно обширным перечнем правил, обязательных для всех корреспондентов, допущенных в регион. У многих СМИ эти "правила" вызвали протест, например, у агентства "Франс-пресс", в связи с чем у него возникли немалые трудности. Естественно, ни одно из наших СМИ вообще в этот "пул" допущено не было. Жесткая военная цензура в то время позволила не только кардинально исказить информацию о ходе и характере боевых действий, но и скрыть истинные потери вооруженных сил США. За период, прошедший между двумя войнами, американские информтехнологи успели основательно "промыть мозги" населению и сформировать общественное мнение, поддерживающее второе вторжение в Ирак. А крупнейшие американские СМИ охотно согласились с предлагаемыми правилами игры, так как их владельцами являются те же "семьи" корпораций, в чьих руках находятся военные заводы и крупные нефтяные компании, имеющие прямой финансовый интерес в разжигании войны.
Имперские амбиции США все больше подталкивают мир к идее создания политического противовеса. Ведь, как известно, "против лома нет приема, если нет другого лома". Многие страны осознают и необходимость создания системы информационной безопасности, противостоящей американской пропаганде. В Европе существует и активно функционирует информационный телеканал "Евроньюс", крупным акционером которого является представитель России - государственный медиахолдинг ВГТРК. Благодаря этому, в рамках "Евроньюс", наряду с шестью другими версиями, в эфир выходит и русскоязычный вариант. В то же время Франция заявила о намерении создать собственный международный спутниковый канал новостей. Эта идея возникла еще в 1989 году, но ее реализация откладывалась из-за финансовых и юридических трудностей. Война в Ираке послужила катализатором для создания круглосуточного информационного канала на французском языке.
Необходимо отметить, что в России новостного телеканала пока нет. Тем не менее, его необходимость доказана временем. Инициатором создания подобного канала должно выступить само государство, учитывая, что речь идет об укреплении международного престижа страны. Хорошая база для этого у государства есть: медиахолдинг ВГТРК обладает финансовыми, техническими и человеческими ресурсами для реализации этого проекта. Тем более ВГТРК имеет опыт вещания на зарубежные страны - телеканал "РТР-Планета" вещает с 1 июля прошлого года на страны Европы и Ближнего Востока. В ближайшем будущем передачи канала можно будет посмотреть и в США.
Логика развития мирового телевидения показывает, что каждой цивилизованной стране необходим свой информационный канал, и Россия не должна оставаться на информационной обочине.