Еще в древности женщины принимали участие в такой, казалось бы, чисто мужской "забаве" как война. Уже в IV веке до н.э. в Афинах и Спарте в вооруженных формированиях греческих войск присутствовали женщины, позже они участвовали в походах Александра Македонского. Римский историк Тацит (II в. до н.э.) в "Анналах" описывает кельтское войско, противостоящее римлянам, в составе которого было много женщин. А Платон в одном из сочинений писал так: "Разве иная женщина не имеет способностей к военному делу? Пусть же такие жены стражей... принимают участие в войне и прочей защите государства... Это возможно и полезно". Историки говорят, что у германцев, сарматов и иных индоевропейских народов женщины не только непосредственно участвовали в боевых действиях, но и возглавляли воинские формирования.
В европейских армиях представительницы прекрасного пола впервые приобрели статус штатных военнослужащих в период 1560-1650 гг. С женщинами заключался контракт, в котором четко излагались их функциональные обязанности в соответствии с воинской специальностью и определялся размер денежного содержания. "Родиной феминизированной армии, – пишет полковник, кандидат педагогических наук Сергей Рыков, – является Англия. Именно здесь в 1653 году появились военные госпитали, состоящие из жен солдат. В годы Первой мировой войны в стране началось формирование Королевских женских военно-воздушных сил, Королевского вспомогательного корпуса и женского легиона автотранспорта в количестве 100 тыс. человек. В другой англоязычной стране, Канаде, в 1895 году женщины впервые наравне с мужчинами встали в строй как полноправные военнослужащие с соответствующим статусом. Их стали принимать на военную службу в мирное время – не только в службы обеспечения, но и в боевые части".
В годы Второй мировой войны женщины уже служили практически во всех родах войск во многих армиях мира (в английской армии насчитывалось до 225 тыс. женщин, в американской – 450-500 тыс., в германской – около 500 тыс., более 800 тыс. женщин – в Советской Армии). Труд военнослужащих женщин использовался в службах воздушного наблюдения и оповещения, на зенитных артиллерийских батареях, в войсках связи, в штабных учреждениях. Они участвовали в боевых действиях в качестве летчиков, снайперов и многих других военных специалистов.
В послевоенный период, вплоть до 60-х годов XX века, женщины уже не столь охотно шли в армию – для армий США и стран Европы в этот период было характерно резкое сокращение в их составе женского персонала. Однако уже в 70-е годы ситуация резко изменилась: произошел мощный приток женщин в армию. Причиной этого был переход к новому принципу комплектования армии – на контрактной основе.
И все-таки, несмотря на то, что женщины делом доказали, что могут не только служить, но и воевать наравне с мужчинами, исследования показывают, что мужчинами присутствие женщины в армии все еще рассматривается как помеха и многие солдаты и офицеры по-прежнему с трудом с этим присутствием смиряются. Так, например, в отчете об исследовании, которое было проведено на средства, предоставленные Советом по экономическим и социальным исследованиям и Минобороны Великобритании, говорится: "Очевидно, что имеется сильное противодействие со стороны многих солдат, которые думают, что армия должна остаться исключительно мужским делом... Министр обороны дал понять, что присутствие женщин в армии представляет для нее опасность". Вывод, который сделали руководители исследования (две женщины), сводится к тому, что все дело в мужском шовинизме и в подсознательном страхе, что женщины могут занять их места в этом традиционно мужском институте.
Однако только ли шовинизм является причиной того, что мужчины не очень-то стремятся разделить бремя несения воинской службы с представительницами прекрасного пола? В одной из статьей (кстати, написанной женщиной) в журнале "Ридерз дайджест" утверждается, что, если в мирное время ничего дурного в том, что женщина служит в армии, нет, то во время боевых действий она из соратника по оружию превращается если не во врага, то в обузу. Причина – в физических различиях полов: "В бою первостепенное значение имеют не интеллектуальные способности, не патриотизм и даже не верность присяге. Физическая крепость может быть вопросом жизни или смерти". Далее в этой же статье приводятся конкретные примеры. Так, в Боснии, в составе сил по поддержанию мира, женщины отказывались выполнять физическую работу: рыть траншеи, менять колеса у грузовиков. Кроме того, женщины в полном боевом облачении не могли двигаться так же быстро, как и мужчины, создавая тем самым множество проблем и снижая боеспособность подразделений.
В армии США с 1994 года при физподготовке мужчин и женщин применяются различные стандарты: например, чтобы получить минимальную оценку, новобранец мужчина должен сделать 35 подтягиваний, а женщина – только 13. Американцы протестировали 239 женщин военнослужащих, и выяснилось, что только 7% из них показали результаты, близкие к мужским. Даже специальные программы физической подготовки не помогли.
Некоторые исследователи полагают, что женщины снижают боеспособность армейских подразделений не только в силу физической неприспособленности. Немаловажен здесь и психологический момент. Так, российский психиатр Николай Попов утверждал: "Армия без женщин – всегда геройская. Женщины в армии допустимы только тогда, когда нет надобности в проявлении геройства".