По официальным данным, озвученным накануне представителями УФСБ по Чечне, сейчас в республике находится около 1700 боевиков. При этом несколько сотен экстремистов укрываются в горах, а большую часть составляют те, кому удалось легализоваться в населенных пунктах. Они входят в ваххабитское подполье и периодически получают средства на проведение терактов и провокаций. "Амиров", подчиняющихся людям Басаева и Масхадова, регулярно уничтожают и арестовывают, поэтому возрастной ценз главарей снижается. В настоящее время в некоторых бандах верховодят неграмотные 16-18-летние отморозки, пролившие очень много крови.
Еще год с лишним назад российские военные заявили, что им удалось в целом стабилизовать обстановку в горах; мелкие группы экстремистов во главе с полевыми командирами вынуждены постоянно перемещаться. В этих разрозненных отрядах есть и наемники. На уничтожение кочующих бандформирований брошены подразделения армейского спецназа, включая отряды ГРУ и сводной группировки воздушно-десантных войск. Базы и временные стоянки басаевцев и масхадовцев периодически накрывают с воздуха. Так, недавно секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев сообщил, что, по имеющейся информации, в ходе одного из таких ударов был ранен Аслан Масхадов. Правда, эти сведения пока не подтверждают другие источники.
Существуют и неофициальные данные насчет общей численности боевиков, продолжающих оказывать сопротивление. Так, по словам главы Госсовета Чечни Малика Сайдуллаева, их около пяти тысяч. Часть боевиков отошла от боевых действий и заняла выжидательную позицию: впереди – амнистия, действие которой, по словам заместителя генерального прокурора России Сергея Фридинского, рассчитано на шесть месяцев.
О том, что Кремль готовит серию "примирительных" инициатив по Чечне, свидетельствует и тон выступлений силовиков. Так, новый министр внутренних дел республики полковник милиции Алу Алханов заявил, что амнистированные боевики могут быть приняты на работу в правоохранительные органы. Об этом же сообщил и бывший глава Управления ФСБ по Чечне генерал-лейтенант Сергей Бабкин.
Между тем стали известны подробности операции, которая началась в Шелковском районе Чечни. Здесь милиционерам и военным удалось выйти на след группы ваххабитов во главе с "амиром" района Лечи Эскиевым. Бандиты пытались уйти от преследования в Дагестан, однако их ждала засада милиционеров. В ходе боя в Хасавюртовском районе Дагестана трое боевиков – жители Грозного и Шелковского района были уничтожены. Как сообщили во временном пресс-центре МВД на Северном Кавказе, раненому главарю удалось скрыться.
Еще один бой произошел в Курчалоевском районе Чечни. Милиционеры вступили в перестрелку с группой боевиков на дороге у селения Ялхой-Мохк. Двое убитых диверсантов уже опознаны местными жителями. В этом же районе в ходе адресной операции задержан 27-летний киллер Шамиль Елиханов, летом 2001 года расправившийся с учителем местной школы Ахмадом Бисултановым. Убийца уже показал место, где закопал тело жертвы. Еще один матерый боевик по кличке "Айдамир", на счету которого серия убийств и терактов, был арестован сотрудниками подразделения службы безопасности во главе с Рамзаном Кадыровым.
19 и 20 апреля в Аргуне чеченскими оперативниками были задержаны два ваххабита из местного "джамаата". В ответ боевики в ночь с 20 на 21 апреля напали на группу милиционеров, патрулировавших городские кварталы. В перестрелке на улице Новой погиб подполковник Николай Новицкий из Иркутска. Еще пятеро офицеров милиции получили ранения.
За минувшую неделю в Чечне было уничтожено 11 боевиков, шестеро взяты в плен; несколько десятков подозреваемых задержаны в ходе спецопераций.