Если сохранится такое положение дел, то российские авиазаводы можно будет попросту закрывать. Авиационщики требуют от государства осуществления протекционной политики, способной превратить наши лайнеры в товар, интересный хотя бы на внутреннем рынке. Разумеется, специалистам Минэкономразвития сразу пришла в голову идея увеличить ввозные таможенные пошлины на самолеты старше 7 лет с 15% до 25%. Просто, а главное – эта колея уже основательно накатана, ведь всего полгода назад подобные меры применили к автомобилям. Однако возникающая параллель позволяет усомниться в действенности предлагаемых нововведений: нашему автопрому за минувшее время не полегчало. Более того, производство и продажи автомобилей в январе-феврале текущего года сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого более чем на 20%.
Впрочем, что-то делать все равно надо. По заявлению самих авиационщиков, прозвучавшему в начале апреля на круглом столе в Торгово-промышленной палате, "вследствие отсутствия государственной протекционистской политики в отношении авиапрома отрасль стоит на грани необратимого распада". Президент ТПП Евгений Примаков отметил, что те нормативные документы, которые уже приняты исполнительной и законодательной властями, то есть президентский указ "Об основах государственной политики в авиастроении до 2010 года" и правительственная программа развития отрасли на 2002-2010 гг., "не создают всей необходимой юридической базы для поддержки отечественной авиапромышленности".
Решение проблемы Е. Примаков увидел в том, чтобы определить количество и типы воздушных судов иностранного производства, которые могут быть ввезены на льготных условиях до 2010 года. Кроме того, нужно как можно быстрее разработать и принять закон "О лизинге авиатехники". Этот документ, по словам президента ТПП, должен содержать нормы, "которые создали бы равные, а в ряде случаев и приоритетные условия для производства и реализации отечественной авиатехники".
С точки зрения правительства, выйти из пике авиапрому поможет лизинг. По данным кабинета министров, контракты на лизинг техники уже готовятся к подписанию с тремя базовыми авиазаводами. Правительство также выделило средства для инвестирования в капитал двух лизинговых компаний ("Ильюшин-Финанс" и ФЛК) в размере 3,2 млрд рублей, однако эффекта пока нет. Как пояснил замминистра Юрий Исаев, проблема заключается в тяжелом финансовом состоянии заводов-производителей, которые были практически лишены заказов в течение 10 лет.