Авиапром пошел дорогой автопрома

Читать в полной версии →
Авиапромышленность требует от государства проведения протекционистской политики. Авиаторы хотят защитить рынок от старой техники иностранного производства. Но может получиться так, как с автомобилями

Положению отечественной авиационной промышленности не позавидуешь – отрасль находится в глубоком кризисе. Нет заказов, нет средств на модернизацию производства и т.д. Казалось бы, наши самолеты – лучшие в мире, но это лишь первое, обманчивое впечатление. Во-первых, признание на мировом рынке завоевали лишь несколько моделей летательных аппаратов, во-вторых, даже они не очень хорошо выглядят по соотношению "цена-качество". В таком разрезе конкуренцию нашим самолетам составляет подержанная авиационная техника зарубежных производителей.

Если сохранится такое положение дел, то российские авиазаводы можно будет попросту закрывать. Авиационщики требуют от государства осуществления протекционной политики, способной превратить наши лайнеры в товар, интересный хотя бы на внутреннем рынке. Разумеется, специалистам Минэкономразвития сразу пришла в голову идея увеличить ввозные таможенные пошлины на самолеты старше 7 лет с 15% до 25%. Просто, а главное – эта колея уже основательно накатана, ведь всего полгода назад подобные меры применили к автомобилям. Однако возникающая параллель позволяет усомниться в действенности предлагаемых нововведений: нашему автопрому за минувшее время не полегчало. Более того, производство и продажи автомобилей в январе-феврале текущего года сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого более чем на 20%.

Впрочем, что-то делать все равно надо. По заявлению самих авиационщиков, прозвучавшему в начале апреля на круглом столе в Торгово-промышленной палате, "вследствие отсутствия государственной протекционистской политики в отношении авиапрома отрасль стоит на грани необратимого распада". Президент ТПП Евгений Примаков отметил, что те нормативные документы, которые уже приняты исполнительной и законодательной властями, то есть президентский указ "Об основах государственной политики в авиастроении до 2010 года" и правительственная программа развития отрасли на 2002-2010 гг., "не создают всей необходимой юридической базы для поддержки отечественной авиапромышленности".

Решение проблемы Е. Примаков увидел в том, чтобы определить количество и типы воздушных судов иностранного производства, которые могут быть ввезены на льготных условиях до 2010 года. Кроме того, нужно как можно быстрее разработать и принять закон "О лизинге авиатехники". Этот документ, по словам президента ТПП, должен содержать нормы, "которые создали бы равные, а в ряде случаев и приоритетные условия для производства и реализации отечественной авиатехники".

С точки зрения правительства, выйти из пике авиапрому поможет лизинг. По данным кабинета министров, контракты на лизинг техники уже готовятся к подписанию с тремя базовыми авиазаводами. Правительство также выделило средства для инвестирования в капитал двух лизинговых компаний ("Ильюшин-Финанс" и ФЛК) в размере 3,2 млрд рублей, однако эффекта пока нет. Как пояснил замминистра Юрий Исаев, проблема заключается в тяжелом финансовом состоянии заводов-производителей, которые были практически лишены заказов в течение 10 лет.

Мария МОЛИНА |
Выбор читателей