Одним из спорных вопросов стал режим переработки импортного сырья на таможенной территории - так называемый толлинг. Суть его в том, что товары, изготовленные из ввезенного сырья, не облагаются таможенными пошлинами при вывозе. В последнее время в законодательных кругах развернулась кампания, которую Александр Лившиц, замгендиректора компании "Русский алюминий", назвал "антитоллинговой".
Бывший министр финансов, ныне работающий в алюминиевом холдинге, заявил: "Если правительство хочет, чтобы российский бизнес сохранялся на мировом рынке, то хотя бы не надо ему мешать. Я не говорю о помощи, но хотя бы хуже не делайте, а дальше мы сами справимся". В результате российским производителям толлинг сохранили, но за правительством оставили право накладывать ряд ограничений на использование этого режима.
После принятия нового ТК в экстренном порядке прошел консультативный совет по таможенной политике при ГТК России. Как пояснили "Yтру" в пресс-службе ГТК, на нем была представлена новая концепция организации таможенного контроля. Вместе с таможенниками участие в обсуждении приняли представители крупнейших компаний, фирм и деловых ассоциаций импортеров и экспортеров.
Первый зампред ГТК Леонид Лобзенко отметил, что "на первое место у таможенной службы выходит содействие торговле". Что, по его мнению, станет переломным моментом для российских таможенников. (Надо полагать, что до сих пор главной задачей контрольных служб на границе было противодействие торговцам). Правда, чтобы эффективно осуществлять свои функции, чиновникам в зеленой форме придется активно учиться. Им предписано внедрять современные технологии, без которых невозможно проводить качественную проверку грузов в сжатые сроки. Согласно принятому Положению о таможне, сроки прохождения грузов предписано уменьшить с 10-ти до 3-х дней.
По сведениям, предоставленным ГТК, для ускорения товарооборота через границу таможенные процедуры будут значительно упрощены. Так, например, к 2008 г. только 10% общего объема товаров будет досматриваться на таможнях, а время оформления товаров сократится на 50%. В практику вводится принцип "одного окна" для оформления таможенных документов.
Кроме того, осваивается новая система таможенного контроля, которая включает "зеленый коридор" для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и "красный коридор" для нарушителей таможенного и налогового законодательства и фирм-однодневок. Добросовестным обещают выделить отдельный склад, товарами с которого можно будет торговать, не дожидаясь завершения таможенных процедур.
Также будут упрощены грузовые таможенные декларации, унифицирована их подача, внедрено электронное декларирование товаров, введена система сквозного документального контроля автотранспорта, налажен информационный обмен с соседними странами, прежде всего с Казахстаном и Украиной. Данные меры позволят уменьшить сроки прохождения таможенного досмотра на 10%.
Чтобы уменьшить проволочки в таможенном оформлении грузов, к 2007 г. должна быть разработана информационная система контроля над вывозом товаров. Сейчас в рамках федеральной программы "Электронная Россия" создаются локальные электронные сети, и уже в нынешнем году в четырех регионах страны проходит эксперимент по внедрению электронного декларирования. Документы можно представлять в электронном виде без бумажного носителя.
В новом кодексе введена отдельная глава (глава 40), которая определяет порядок использования информационных систем на таможне. Но на обеспечение таможенников необходимой техникой потребуется немало средств. По словам Л.Лозбенко, Всемирный банк три дня назад уже принял решение о выделении на нужды российского ГТК $140 миллионов. Новая модель таможенной службы России должна быть полностью сформирована к 2008 г., сообщили нам в Таможенном комитете.